Подбор фототехники для съемки в путешествии
20.01.2007 г.

Александр Сахаров

Частное мнение по поводу подбора фотоснаряжения для велопутешествия.

Путешествия - это здорово!

 Новые красивые места, новые города, новые знакомые. И очень хочется сохранить все это не только в своей ненадежной памяти, но и на фотографиях и в видеофильмах.

О фототехнике хочу поделиться в этой статье своими соображениями. Иными словами, это мое личное мнение, никак не претендующее на "правду в последней инстанции".

Прошли те времена, когда из зеркальных аппаратов были с изрядными проблемами доступны только Зениты, а из компактных - Смены. Выбор производителей техники сейчас очень широкий, выбор моделей - еще шире. И как всегда, встает проблема выбора.

 

В том, что пленочная техника себя уже отжила, никого убеждать не надо. Осталась цифра. Огромное разнообразие цифровых компактных камер - мыльниц, и ощутимо меньшее разнообразие зеркалок. Первые - маленькие, легкие и относительно недорогие. Вторые - побольше, потяжелее и подороже. И те и другие с кучей мегапикселей. Что предпочесть?

К сожалению, этот вопрос не имеет ответа. Потому что камеры в каждом из этих двух классов имеют свои уникальные особенности. Зеркальному фотоаппарату не сравниться по компактности, мобильности и незаметности с "мыльницей", а ей никогда не достичь качества картинки и гибкости зеркалки с принадлежностями. Не стоит противопоставлять один класс камер другому. Они дополняют друг друга.

 

Мы едем в путешествие. Мы долго готовимся к нему, планируем время, финансы, маршрут, компанию таких же влюбленных в странствия друзей. Каждое наше путешествие уникально. И проходит оно совсем не в тепличных условиях. Как будет обидно, если в начале пути по экзотической стране наш замечательный фотоаппарат выйдет из строя и не даст возможность запечатлеть красоты тех мест, в которых, возможно, больше никогда не удастся побывать.

Теоретически можно на месте купить другой. Практически, к сожалению, это не всегда реализуемо. Отсюда вывод - аппарат должен быть не один. И если идея "две или больше камер на одного человека" кажется Вам чрезмерной, а путешествуете Вы не один, а с мужем/женой/другом/подругой, хорошим вариантом будет наличие по одному аппарату на каждого в паре. Даже если один выйдет из строя, второй аппарат сохранит уникальные моменты путешествия. Совместимость этих аппаратов по формату флэш-карточек, аккумуляторов и прочих дополнительных принадлежностей тоже будет плюсом.

Для некоторых такое решение представляется излишне "тяжелым" с точки зрения цены. Но путешествие само по себе недешевое занятие. И стоимость фотоаппарата чаще всего составляет не самую существенную долю в этих затратах. А учитывая, что служит он в среднем сильно дольше, чем одно путешествие, есть над чем задуматься.

 

Теперь стоит подумать о том, как будут использоваться Ваши снимки. Пару раз показать друзьям-знакомым, записать на CD/DVD диск и забыть? Или отобрать лучшие, напечатать в не самом мелком формате (благо, фотопринтеры стали очень доступны), подарить уникальное произведение кому-то, кто сможет его оценить. Напечатать в большом формате и поучаствовать в выставках? Или закачать свои шедевры в один из фотобанков и начать зарабатывать деньги на хобби?

Если Ваш выбор первый вариант, Вам подойдет любой аппарат. Если же Вы искренне верите, что увидите и сможете запечатлеть в этом мире что-то такое, что будет интересно не только Вам, стоит читать дальше.

Особенностью съемки в путешествии, целью которого будет не только фотосъемка, бывает нехватка времени. Нет времени, чтобы спокойно походить вокруг интересного объекта, выбрать самый удачный угол съемки и самое удачное освещение. Часто нет возможности попросить членов группы занять более живописное положение на фоне античных развалин (они постоянно куда-то разбредаются), нечем или просто неудобно подсветить резкие тени на портрете аборигена в яркий солнечный день. По сути - это репортаж. Или почти репортаж, с редкими возможностями потратить на фотографирование чуть больше времени во время привала.

У репортажной съемки свои законы. Один из них - по минимуму тратить время в процессе самой съемки на технические детали, оставляя их "на потом". В эпоху пленочной фотографии это означало дополнительную работу при проявлении пленки и при печати фотографий. Сейчас темные комнаты с увеличителями заменили большие мониторы и мощные компьютеры. Но и они не всесильны. Чем лучше будет исходный материал, чем меньше у снимка будет шумов, дефектов и ограничений, тем реальнее получить из него в дальнейшем высококачественный результат.

В случае цифровой фотографии это значит одно - использовать формат RAW. То есть получать не сжатые фотоаппаратом картинки в jpg с урезанной глубиной цвета и неприятными шумами и артефактами сжатия "исходный материал", а то, что увидела светочувствительная матрица фотоаппарата. К сожалению, новые модели цифромыльниц все реже и реже имеют эту функцию. Зеркальные фотоаппараты, кажется, еще не начали делать без поддержки RAW.

Оборотной стороной использования этого формата будет больший размер фотографий в мегабайтах и потребность в дополнительной обработке после съемки. Но падение цен на цифровые носители - флэшки и возможность последующей пакетной обработки фотографий (хоть 1000 кадров за раз) решают эти проблемы. А результат, поверьте, стоит того.

 

Выбор типа фотоаппарата
Как уже было сказано, основных типов 2 - компактная цифромыльница и зеркальная камера (SLR или "зеркалка").

 

Компактные фотоаппараты
У первого типа в плюсы можно записать:
- компактность, которая позволяет носить аппарат с собой всегда,
- малый вес, что довольно важно в путешествии,
- несколько более низкая, чем у зеркалки, цена.

Минусы тоже присутствуют:
- как не странно, тот же малый вес и компактность. Камера хуже лежит в руке, чем зеркалка. Получить ей нерезкий, смазанный снимок проще простого. Особенно, если свет не очень яркий, а выдержка длинная.

- более низкое качество изображения, шумы маленькой матрицы. Пожалуй, для меня это один из главных "минусов". Маленькую шумную матрицу не вылечить ничем, даже самой изысканной постобработкой.

- медленная реакция на действия фотографа - "тормознутость". Человек, первый раз берущий в руки цифромыльницу, бывает поражен ее неторопливость. При включении она неторопливо прогружается, двигает туда-сюда зумм объективом. При наводке на резкость с большим трудом фокусироваться даже на медленно движущийся объект. О съемке динамичных сюжетов без специальных приемов можно забыть. А ведь далеко не всегда нам будут позировать!

 

Зеркальные аппараты


Плюсы

- существенно более высокое качество выдаваемого изображения по сравнению с "мыльницами". Основная причина - светочувствительная матрица у зеркальных моделей в разы больше, чем у компактных аппаратов. Каждый элемент матрицы "ловит" намного больше фотонов и строит изображение из реально попавшего на матрицу света, а не из шумов.


- большая светочувствительность, которой реально можно пользоваться. 3200ISO - не редкость. И на ней можно снимать в полумраке с хорошим результатом, особенно со светосильным объективом. А если поставить на аппарат что-нибудь типа объектива 50/1.4, то приличные снимки получаются в совершенно немыслимых с точки зрения освещения условиях.

- наличие RAW формата и, часто, возможности записывать одновременно RAW и JPG. Этот режим очень удобен, так как за счет незначительного дополнительного расхода места на флэш-карточках совмещает в себе все плюсы обоих форматов. Опять же, если Вы взяли с собой цифровой альбом с приличным экраном, возможность рассмотреть детали снимков в jpg на этом альбоме всегда полезна. RAW такие альбомы почти никогда не дают посмотреть с увеличением. Фотоаппараты, к стати, тоже.

- наличие немыслимого для компактных камер разнообразия дополнительных принадлежностей (объективов, фотовспышек и т.д.).

- большие размеры и вес позволяют более удобно держать аппарат в руках, снимать при более длинных выдержках без штатива.

- намного более высокое, чем у компактных камер, быстродействие. Хорошо подходят для съемки динамических событий.

- возможность в автоматическом режиме снимать серию из 3х кадров с разной экспозицией (автовилка). Очень помогает при съемке сюжетов с большим диапазоном яркостей для дальнейшей обработке по методу HDR.

 

Минусы
- больший, чем у компактных камер, размер и вес. Все эти чудеса техники надо с собой возить, беречь от непогоды и излишних механических воздействий. Вес камеры с объективом начинается примерно от 500гр.

- большая цена. Зеркалка дороже компакта, а с набором объективов существенно дороже. Цены на комплект (корпус + штатный зумм объектив начинаются примерно с 20тыс. рублей (около $800).

- зеркальная камера менее оперативна. Ее трудно положить в карман "на всякий случай".

- периодическая необходимость в очистке матрицы от пыли. Последние модели уже стали выпускаться в "пылестряхивающем" исполнении, но их пока мало и всех проблем с пылью они не решают.

 

Теперь, основываясь на всем выше сказаном, попробуем подобрать оптимальный фотокомплект для путешествия.

 

С моей точки зрения он мог бы быть следующим:
- маленькая и легкая компактная камера с объективом хорошего качества (точно не "мегазумм") и возможностью записи снимков в RAW. Наличие поворотного ЖК экрана и места под крепление внешней фотовспышки будут большими плюсами.

- нетяжелая зеркальная камера среднего ценового диапазона. Начальные модели слишком "пластмассовые" и ограниченные по функциям, старшие - удел профи из-за веса и цены.

- качественный зумм объектив среднего диапазона. Что-нибудь типа 24-105/4. Наличие оптической стабилизации изображения всячески приветствуется.

- качественный и не очень тяжелый светосильный объектив "нормального" фокусного расстояния. Например, 50/1.8 или 50/1.4 . Позволит снимать практически в темноте.

- если этого диапазона будет не хватать (а выяснится это после первого же путешествия), можно будет со временем добавить объективы типа 17-40/4, 70-200/4, 100/2.8макро и т.д.

- хорошая внешняя фотовспышка. На ней лучше не экономить. И в интерьере поможет сделать качественный снимок, и в яркий солнечный день тени подсветить.

- комплект запасных аккумуляторов для фотоаппаратов и вспышки. Не вредно знать, сколько фотографий в среднем позволит сделать Ваша камера без замены аккумуляторов. Среднестатистическая зеркалка на "одной зарядке" на не очень замученом аккумуляторе позволяет отснять около 500 снимков RAW+JPG.

- штатив с шаровой головкой. Пусть небольшой и легкий, но без него многие кадры будут невозможны.

- флеш-карточки. Их должно быть "с запасом". За съемочный день при настройках RAW+JPG один гигабайт отснимается без проблем. Альтернативой может служить меньший объем карточек плюс мультимедиа альбом с жестким диском и хорошим экраном. Такие, например, Epson делает. Но стоят они немало, да и вес имеют.
Хотя, если Вы озабочены сохранностью своих фотографий, принцип дублирования данных (одна копия снимков - на карточках, другая - на фотоальбоме) здорово повысит вероятность сохранения цифровых снимков в случае "нештатных ситуаций". 

- набор для ухода за фототехникой. Салфетки для оптики, "швабры" для светочувствительной матрицы цифрозеркалки, жидкость для чистки оптики.

- комплект светофильтров. Полезен хороший поляризационный фильтр для притемнения неба, оттененный градиентный серый для тех же целей.

- хорошая фотосумка, куда все это можно будет сложить. Сумка не должна промокать под дождем. Желательно, чтобы при этом в сумке еще осталось место "на вырост".

 

Выводы
Давно известно, что "снимает не камера, а фотограф". Но камера все-таки помогает передать те неповторимые моменты, которые заметили именно Вы. Пусть грамотно подобранный комплект будет Вам именно помогать, а не мешать.

 

Удачных путешествий и хороших снимков!

Источник: http://www.veloclub.ru/content/view/131/55/


Hosted by uCoz