Приднепровские кругосветки

Мир очень круглый и очень большой!
Он необъятный, цветастый и звонкий,
С посвистом иволги, смехом ребёнка
И окрылённой восторгом душой.

Людмила Гайдукова

В веломире малыми кругосветками считаются поездки вокруг чего-либо: вокруг дома, села, города, озера, моря. Понятно, что напридумывать их для себя можно немеряно, потому опишу только две – вокруг Днепра от Днепропетровска до Днепродзержинска и от Днепропетровска до Запорожья на остров Хортицу.

Горная. Запорожская Хортица
Шоссейная.Днепродзержинск

Горная. Запорожская Хортица
5-6 июля 2008г

Я ждал это время, и вот это время пришло,
Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
Их не догнать, уже не догнать.

Виктор Цой

 
Эти летние дожди,
Эти радуги и тучи,
Мне от них как будто лучше,
Будто что-то впереди.

Семён Кирсанов

Вся неделя накануне прошла в мучительном просмотре погодных сайтов, дающих, как назло, на субботу-воскресенье дожди и грозы. Да ещё ветер: на субботу южных, на воскресенье северных направлений, т.е. заведомо оба дня в морду. Видно кому-то там наверху что-то не нравилось, и он хотел остановить нас. Собирались скрепя сердце, надеясь, что в последний момент прогноз переменится и поездка будет приятной. Так и вышло, не совсем идеально – без дождя и в спину – но всё же на первую половину субботы нормально, а там что бог даст. Ну что ж, не в первой!

Выезжаю в 7.30, как и планировали, и в 7.35 в точке встречи с Володей Ивановым – у Агроальянса на Запорожском. Он в этот раз очень точен – подъезжает практически вслед за мной, несмотря на то, что пилить ему с Рабочей через ...надцать светофоров и несчётное число машин. Жадно осматриваем экипировку друг-друга, за год после совместного похода к каналу Днепр-Донбасс у каждого изменилось многое. Володя стал более аскетичен – рюкзак на багажнике превратился в нормальную сумку. Я наоборот стал более приземлённым - в новенький велорюкзак-штаны положил даже комнатные тапочки!

      

Володин вел во время похода к каналу Днепр-Донбасс Мой горняк

Маршрут обговорен заранее: по левому берегу через Приднепровск, Чапли и всем известную срезку в Илларионово, а дальше по Синельниковской и Симферопольской трассам до Запорожья - Хортицы. Для меня эта поездка не простая – по сути, разведка перед предстоящим походом с женой в Никополь на южную границу области. Хочу просмотреть места возможных ночёвок, подкорректировать свои представления о маршруте – жену с её одной женской велосилой просто так в неизвестность тащить не хочется. Яснополянскую и Приднепровск проходим обычно, почти непримечательно. Радует, что нагруженный вел идёт устойчиво и управляется отлично. Несколько удивлён даже: с грузом он превращается в снаряд, почти танк, которому ни неровность, ни встречный ветер не помеха – идёт и идёт равномерно, только успевай слегка подкручивать педаль, чтобы держать нужную скорость.

На тягун от Чаплей оба вкатываемся не слезая с велов – свеженькие, собаки! Я всё ищу на обочинах замеченную в прошлом году коноплю - хочу показать Володе – но не нахожу, и радуюсь – уж больно мерзкая на вид эта наркотная радость!

Срезка-грунтовка тоже радует: сухая и чистая, только за Илларионово, на въезде в котором мы сворачиваем направо к Первомайскому, местами свежие лужи и грязь. Наконец выбираемся на трассу, стартуем в полную силу, и летим к пересечению с Симферопольской,

Пересечение Симферопольской и Синельниковской трасс

где останавливаемся на привал и лёгкий завтрак.

А вот теперь начинается то, чего ни я, ни Володя не ждали: левобережье здесь -

Отнюдь не равнина, - здесь климат иной,
И хоть не лавина, - да горки стеной!

Холмы  у села Шахтное

Володя сначала крепится, но потом начинает отставать всё больше и больше. На некоторых тягунах ожидать его приходится по полчаса и более. Сказываются позднее начало сезона и лишний собственный вес. В течение всего нашего знакомства, перешедшего постепенно в спокойную дружбу, мы спорим о весе велосипедиста до хрипоты. Я подсчитал как-то статистику именитых, а именно ИМТ – индексы массы тела - вес в кГ, делённый на квадрат роста в метрах. Так вот:

у Лэнса Армстронга он 22,6
у Флойда Лэндиса (при всей моей нелюбви к допинговому чемпиону) – 21,5
у Саши Винокурова – 23,5
у Славы Екимова – 21,6
у Михаила Игнатьева – 21,1
у Мигеля Индурайна – 22,6
и только у Марко Пантани ИМТ - 19,3.

Но кто такой Марко Пантани, всем хорошо известно, хоть он и не семикратный победитель Тур де Франс! Короче говоря, давно пришёл к выводу, что если хотите быть хорошим велогонщиком, стремитесь к ИМТ = 21,7 – среднему значению ИМТ для вышеперечисленных великих, хотите быть хорошим горняком держите ИМТ как у Марко Пантани. Думаю, эта статистика отражает нечто, ещё не осмысленное с математической точки зрения. Некоторое "правильное" соотношение массы тела и размеров велосипедиста. Именно велосипедиста, для штангиста, силовика это оптимальное число, безусловно, другое.

У меня ИМТ на сегодня 27,5 – моя возрастная норма. Для велосипедиста, конечно, много, хотя добивался этого нелегко - боролся за него 2 года, понизив с запредельных цифр до нынешних. А вот мой напарник в этом смысле скорее силовик, чем велосипедист, видно это без всякого взвешивания.

Это теперь его и мучит. При встречах после каждого подъёма слышен усталый рефрен: "Ох уж этот профиль! Смотрел ли ты профиль перед выездом?" - Смотрел когда-то, пару лет назад, когда сам был таким же. Теперь даже мысли этой не возникало, холмиков этих с 10% уклонами не то чтобы совсем не чувствую, но воспринимаю их как нормальную работу, которую делать должно. Что до Володи - прежде легкоатлета и марафонца - так возраст уже не тот, он эти вопросы решить и не позволяет. А что касается силовых возможностей, так он до сих пор крестится пудовой гирей!

Но нет худа без добра: эти задержки превращаются для меня в нечто приятное, дают неограниченное время для взгляда вокруг, для спокойной неспешной фотосъёмки. В другое время спешил бы, от напряжённой работы в седле дышал бы прерывисто, руки подрагивали бы, в фотках были бы смазы. Теперь всё путём: смотрю и снимаю с чувством, с расстановкой. Есть что: травы вокруг стоят стеной, пшеница и рожь просто налитые, зрелые и готовые к уборке.

То-то сельскому жителю радость, знай, комбайн погоняй, собирай в валки, молоти, продавай, богатей на радость родине и семейству. Да не тут-то было: с первым-то всё в порядке – погоняй-собирай, а вот с "продавай-богатей" неувязочка вышла. Нашлись-таки шустрые парни, помогли, разбогатели. Живут теперь где-то там, отдыхают на Канарах, сюда заедут - погоняют и были таковы. Непорядок, не дело!

Вот когда взбираюсь на очередной холмик, и поджидаю из этой дали

Вид с холма на село Михайловка

напарника, из посадки у поля справа выныривает стайка пацанов с тяпками. Голые совсем: в трусах, майках и шлёпанцах, на солнце, на жаре, на дороге! Говорят, что привезли на прополку. Спрашиваю – А как же увезти? А увозиться самим! Да только денег нет, нет воды, не снабдили, не позаботились, и идти теперь пацанам до самого Запорожья километров 35-ть без малого! Скупо делюсь водичкой из фляги, даю двадцатку на дорогу. Больше я их не увижу, не догоню уже – видно сумели-таки уехать, подобрал кто-то, сжалился. Вот на этом и стоит земля русская – на отзывчивом народном сердце и жалости. Иными словами, на совести, с которой у нынешних хозяев земли кердык вышел! Грустно!

Володя подкатывает ко мне утомлённый и обожжённый сегодняшним солнцем - колени ниже велотрусов просто красные! Глядя на него, приходят на память всем известные фразы

Рученьки терпнуть, злипаються віченьки,
Боже, чи довго тягти?
З раннього ранку до пізньої ниченьки
Ніжками коло верти.

Кров висисає оте остогиджене,
Прокляте богом життя ...

Предлагаю помазать мазью от ожогов, но он, оглядевшись по сторонам, заключает, что теперь это уже ни к чему: небо справа от дороги стремительно затягивают предательские тучи, а коленки уже сожжены и этого, пожалуй, не поправишь. Похоже, прогноз вот-вот оправдается: жёны из дома сообщают по мобилкам, что в Днепродзержинске и Днепропетровске грозы и ливни нешуточные. Подождём ещё чуть-чуть, задержимся, и нас накроет! Надо стартовать немедля, и Володя готов самоотверженно тянуть вперёд. В этом стремлении он забывает поесть – на ходу, в движении просто не может – карманов у его футболки нет, как нет, водичку пьёт на остановках из пластиковых бутылок. Я делаю всё на ходу: ем запасённые в карманах сушки-баранки, пью воду из фляги. Нужно ехать, но так дальше нельзя – мужик совсем умрёт, просто сдохнет на следующем подъёме. Отбрасываю все доводы разума, и прямо-таки заставляю его поесть, напиться вволю. Это помогает, и вот уже долгожданная развилка на въезде в 

Хочешь посмотреть в большом размере, кликни здесь!

Въезд в Запорожье у поворота на улицу Скворцова

Запорожье, такой знакомый дух металлургических отвалов. Как будто и не уезжали от Петровки, -  вон они, родимые, вдали! Но рассуждать некогда, мелкие капли дождя говорят "торопись", и мы гоним и гоним вперед по незнакомым улицам, по нелепому, такому необжитому и какому-то призрачному пейзажу.

Что за ракета позади линии высоковольтных передач устремилась ввысь? – нам, бывшим ракетчикам, неведомо! И тут Володе в сердцах приходят на ум слова, клеймящие эту обитель металла: Да это Хичкок какой-то, кварталы из фильма ужасов! Начнётся ли город когда-нибудь?

Город не принимает наш гнев и мстит нам за него проливным дождём, застающим нас у продуктового магазина, где я закупаю сосиски и хлеб на вечер. Фигура напарника, стоически охраняющего велы на дороге, напоминает мне в этот момент Робинзона Крузо в козьей шапке (панамке), с попугаем на плече и парой любимых козочек. Только зонтика из козьих шкур не хватает. Веет от нее чем-то давно забытым – ласковым и тёплым детством. Хочется ободрить друга, сказать, что уже чепуха осталась, вот только до Хортицы дотянуть! Да не тут то было! Городу показалось мало и он снова мстит нам ковром из битого стекла, который я, вовремя вспомнив советы "бывалых", прохожу без оха - без вздоха, без движения руля – накатом. Это спасает, прокола нет! А вот Володины полуслики просто убивает вчистую – проколоты, прорезаны оба колеса! Слов нет, одни непечатные. Пока Володя разбортовывает заднее, я занимаюсь передним, режу палец об осколок стекла, прощупывая шину. Смотрю на друга – он в эту минуту как бы говорит мне в сердцах: посмотри, что ты наделал? Зачем потянул меня в эту неприветливую даль?

Первые два прокола: клеим переднюю и заднюю

Но ничего не говорит, только работает молча! Мужик, стоик - терпит!

На часах уже пять, а мы ни в одном глазу! Скорее, скорее, желанная Хортица ждёт! Ещё успеем увидеть, отдохнуть, насладиться! Не всё же пахать и пахать, пора городу и честь знать, подсобить бездомным, пора насытиться местью. Замечаем глубокие порезы на Володиных шинах. Друг успокаивает себя и меня расхожим – снаряд в одну воронку не попадает дважды! Меня, впрочем, совершенно безуспешно, я характер такого снаряда уже испытал в прошлом сезоне, когда он влепил мне трижды в одну воронку и исчерпал все запасы взятых камер! Предлагаю наложить латку на протектор изнутри, но Володя отказывается. Стартуем, проезжаем 100 метров и ... получаем! Третий прокол! В тот же разрез, стеклом!

Третий прокол в то же место

ДЕЖАВЮ-Ю-Ю! Больше о снарядах ты мне и не напоминай! Не тревожь мою душу, дружище! А вот теперь уже закипает! Доколе? Хватит, теперь я буду мстить! Беспощадно, безжалостно! Вот только кому? Кассиру в Мак-Дональдсе, которая копается, обучая молодую девчонку-стажёра? Не стоит, только говорю ей заслуженное, что должна была сначала мне принести, а потом уж ... И хоть слова мои справедливы, видя её опущенную головку, стихаю. Не стоит, не за этим сюда ехали. Поедаем торопливо вредную буржуйскую пищу,

Хочешь посмотреть в полном масштабе, кликни здесь!   Хочешь посмотреть в полном масштабе, кликни здесь!

Ужин в Мак-Дональдсе

пересекаем проспект Ленина и уходим на Хортицу. Вот она виднеется зелёненьким мыском слева от плотины:

Вид на ГЭС с моста. Кусочек острова Хортица слева

а вот здесь у моста мы и станем:

время 18.56 и тучи нависают по-прежнему!

Но травы вокруг, но воздух! Такого нет нигде: по пояс, местами по грудь!

Хортица, - национальный заповедник! Ради этого стоит ехать за 100 километров, точнее 111 по моему велокомпу, у Володи ещё больше.

Ну что ж, готовим бивак, торопливо ставим палатку

– дождь моросит и моросит, и поспать под открытым небом не удастся. Купаться под дождиком тоже почему-то не хочется, то ли выкупались уже, то ли притерпелись. На вопрос жены – где я обмылся с дороги? – отвечаю, что уже мылся в прошлом месяце в реке и, хотя душевых кабинок вокруг завались – на каждой тропинке – купаться не буду! Смеётся!

А вот же и она – награда, радуга! 

Туч сегодня было достаточно. На душе действительно становится лучше, и я спешу, жадно снимаю всё

и её, и вечернюю зарю, и поезд,

и народившийся месяц на закатном небе,

и загорающиеся огни на мосту,

на реке и в городе.

Вот же оно, изначальное, то о чём пел Виктор Цой

Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
Небесный пастух пасет облака,
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.

Меня начинает покачивать, свет уходит, на фотках появляются восхитительные смазы 

и память услужливо подсказывает

Тем, кто ложится спать -
Спокойного сна.
Спокойная ночь.

оборачиваюсь, и, о Боже!

пожалуй, я опоздал, кое-кто уже спит! Так можно вообще на улице остаться!

Хватит снимать. Заползаю поспешно на своё место, укладываюсь на каримат, велосумки под голову. Отлично, удобно – сплю!

И снится мне, что во всей Вселенной в ночи по мостам идут поезда

и всеми ими управляет мой друг. Он вращает тяжёлые колёса, смотрит сквозь ночь вперёд, направляет их путь. Но поезда падают с мостов, мосты с грохотом рушатся. Кажется, что рядом со мною и с ними проснулся вулкан, Ключевская сопка, Везувий, Стромболи. От страха и грохота просыпаюсь и обнаруживаю, что то не вулканов гром, - то мой дружище "слегка" подхрапывает в ночи! Так вот кто пугал непонятными ночными звуками на реке! Наверное нужно что-то делать. Сначала я представляю себя Владимиром Леви и пробую провести сеанс самогипноза, но то ли Леви в моём лице подкачал, то ли я не Леви, а Грабовой – у меня ничего не выходит, сна больше нет. Успокаиваю себя тем, что есть в этом приятная сторона: в следующий поход можно не брать будильник, друг разбудит всегда! Но шутки в сторону - на дворе четыре утра – за фотоаппарат и за работу, товарищ!

Восток только чуть розовеет, и на всём ещё лежит предрассветный туман

но вот уже потянулись по реке рыбаки

прямо в это тёплое розовое море,

в этот металл и огонь, заливающий Днепр расплавленным оловом.

Собираем лагерь, нам пора, нужно позавтракать, закупить воды, а если пойдём тем же темпом, что и вчера, будем дома к концу дня. Жаль, что скорость маловата, а то зайти бы в музей, поколесить ещё хоть чуть-чуть по острову. Ну что ж, не сегодня, в следующий раз.

Стартуем в обратный путь в 6.30, покидаем гостеприимный остров, переезжаем на правый берег и первым делом в "Большую ложку" за водой. Здесь работают от 0 до 24-х, здесь нас ждут с водою без газа. Куда там, как же! На одной полке, под одним ценником с одинаковым названием "Карпатская" без газа и сильногазованая! Беру не глядя две двухлитровые, готовлюсь залить во фляги, и вижу, что одна без газа, а вторая ... О чёрт! Нужно менять. Иду в магазин, говорю с кассирами, вроде всё можно, но и всё нельзя – старшего кассира нет! Он ещё не приехал. Но ведь от 0 до 24-х! Замените, пожалуйста! НИЗ-ЗЯ! Не могут, старший кассир обидится и сделает а-та-та! Обижаюсь я, говорю им что-то про роботов, про то, что их пятеро взрослых людей, а решить вопрос не могут. Если не могут, то зачем здесь сидят? Но зомби безмолвны, зомби жмут плечами и отводят глаза. Покупаю новую бутылку, не получив деньги за прежнюю. Её вместе с деньгами оставляю "Большой ложке", станет ещё больше.

Катим через город к выезду, терпеливо ожидая друг-друга на ключевых перекрёстках и развилках. Вот и заправка у круга,

и вторая напротив.

Поджидаю Володю, и тут происходит неожиданное для меня: Володя, уставший тянуться за мной, предлагает дальше ехать врозь, каждому своим темпом. В душе я понимаю его – каждому нужно совершить свою кругосветку, пусть малую, каждый должен сам привести свой корабль в гавань. И в этом он проявляет свой нормальный мужской характер, и правильно делает – характер отдавать никому нельзя. Предлагаю воду, несъеденные сосиски, огурцы и хлеб - отказывается, договариваемся только созваниваться в дороге – на то она и мобильная связь. Иду вперёд, созваниваемся первый раз у Никопольской развязки,

сходимся в том, что теперь оба спокойно взвешиваем пройденное, решаем, какие покупать покрышки, что не брать, и что брать в следующий поход. Мой тяжеленный (по велосипедным меркам) мангал можно было не брать, обойтись шампурами, опору соорудили бы из чего-нибудь. А вот смазку для цепи взять нужно было, утром велик был весь в росе, и теперь цепь постоянно напоминает об этом. Что ж, вот так и приобретается опыт, свой собственный.

Качу дальше. У табло с температурой воздуха и дорожного покрытия за ответвлением к селу Любовь

снимаю, наконец, впечатлившие всех в этом году маки

Всё ещё продолжаю беспокоиться за друга: как там его хлипкие шины? Последняя связь в Червонокаменке, успокаиваю себя и его: Всё будет хорошо - "Акуна матата" рядом.

Акуна матата – это живи без забот на языке суахили. Живи без забот, дружище, как ты это умеешь! А я буду ждать. Буду ждать, пока тебя опять позовёт в дорогу твоё беспокойное сердце. Приезжай в августе, когда Млечный путь и метеорные дожди снова засияют над нашими головами.

А пока

Мы крутим педали... Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат

- звучат без конца бессмертные строчки другого Володи - Владимира Высоцкого:

И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони - ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых ... дорога еще впереди.

До встречи!

ОН

 P.S. Домой приехал в 10.51, за 2 дня в общей сложности 184,75 км (110,76+73,99 км), 8:44:46 в движении (5:35:50 + 3:09:18), общая средняя скорость 21,12 км/час (19,14 и 23,87 км/час), максим. скорость 54,05 км/час на спуске по Яснополянской. Для горняка нормально. У Володи был ещё один прокол за Червонокаменкой – отскочила приклеенная латка на заднем – шину накачал слабо. Передняя спустила уже дома. Покупать новые протекторы теперь придётся!

Благодарности

Благодарю Володю Иванова за его оптимизм и неизменное чувство юмора. Во многом благодаря его благосклонному отношению к моим дружеским шуткам этот рассказ увидел свет.


Шоссейная. Днепродзержинск
22 июня 2008г

Велосипед, обмеренный как атом,
Ведёт меня к вершинам мастерства
Сквозь город, тишиной объятый,
Где сонный дух, работа и тоска ...
                        * * *

Бояться или ездить? - Вот вопрос!
И кто ответит, если на дороге
Безумные крадутся по пятам
В гробах железных. Сковывают ноги ...

                        * * *

Выезжаю в 7:05, сегодня обычная тренировка выносливости, а это значит, что ты едешь без остановок в аэробной зоне на расстояние свыше 100 км. Конечно, есть ещё нюансы, но это в данном случае главное. Что происходит обычно в таких поездках? Скажу прямо – не происходит ничего! То есть, конечно, - работают мышцы, отрабатывается техника педалирования, тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Тренируется техника прохождения подъёмов – все они разные и проходятся по-разному, тренируется способность быстро оценивать качество дороги и выбирать максимально возможную скорость. Да что говорить, перечислять замучишься! Главное то, что всё это происходит как бы помимо твоей воли, без твоего участия, минуя тебя. И так много раз в году, чтобы достичь желаемого результата, набрать необходимую спортивную форму.

Раньше довольно часто задумывался, почему шоссейники тренируются в одиночку? Боятся раскрыться перед другими, имеют жлобский, нелюдимый характер? Да конечно же нет: они такие же как и все, и также хотят компании, интересных совместных поездок. Просто подобрать подходящего партнёра для сегодняшней тренировки с чётко поставленной задачей в соответствии со всякими там микро- и макроциклами очень не просто! У партнёра сегодня своя задача, свой тренировочный план и свои эти чёртовы циклы. Потому и тренируешься большей частью один, а своё стремление к велообществу, коллективизму удовлетворяешь в походах. Вот примерно так, в общем-то.

Чтобы совсем не зачахнуть от однообразия и не превратиться в собачку, которая гоняется по кругу за собственным хвостиком, разнообразишь маршруты, выбираешь что-нибудь необычное или давно неезженое и подзабытое. На этот раз решил повторить поездку вокруг Днепра через Днепродзержинск, сначала по правому холмистому, затем по левому равнинному берегу и возвратиться к дому опять же по правому. Точный маршрут не определял, решил ехать по обстановке, по настроению, но по возможности коротким путём.

Чем привлекательны такие поездки? Тем, что ты имеешь практически неограниченное время чтобы обдумать свою жизнь, планы, технику, просто вспомнить пройденное и навеенное этим маршрутом. И конечно смотреть и видеть: траву и дорогу, людей и птиц, землю и воду наконец, которые разнообразны бесконечно и не надоедают никогда. Всё это и есть твоя жизнь – жизнь шоссейника с душою туриста, точнее её маленький кусочек, уместившийся в отрезок от дома до дома и от утра до полудня.

Итак, выезжаю с Тополя через путепровод мимо станции Встречной, через Краснопольскую балку к Криворожской трассе. Сразу спуски-подъёмы, пока терпимые, но всё же чувствительные. Чувствительные потому, что всю неделю держал вес, а это значит отказывал себе в некоторых радостях, иначе ушло бы то, к чему так долго стремился – описанное выше "оптимальное" соотношение роста и веса. Конечно, есть люди, которым для этого не требуется никаких усилий – конституция такая. А мне это нужно делать постоянно. Но ведь нужна энергетика в дороге, а значит читаешь спортивную медицину, принципы правильного спортивного питания, не доморощенные "жировые" программы, а проверенное годами и множеством высококлассных спортсменов. Накануне делаешь углеводную загрузку, утром опять углеводный – с преимуществом углеводов завтрак. И никаких жиров, никаких спиртов или там пива – это всё для слабомыслящих, для алкобайкеров. Мысль о том, что спирты усваиваются организмом по типу жиров, а, значит, тут же откладываются в запасы, блокируют распад гликогена в печени и не дают энергетики мышцам – заставит любого здравомыслящего отказаться от этого. Я не говорю уже о снижении скорости реакции, это вообще на дороге немыслимо.

Подъёмы в начале чувствительны ещё и потому, что сегодня пришлось подняться пораньше,  чтобы, пока ветер несильный (4-5 м/сек), ехать ему навстречу и проскочить Днепродзержинск, плотину. А повернуть на обратный путь, когда он усилится до 7-8 м/сек и будет дуть уже в спину. Маленькие хитрости, конечно, но достичь желаемого помогают. А чтобы это делать, нужно просматривать погодные сайты, и отбирать те, прогнозам которых можно верить. Сравнивать прогноз с реальной скоростью ветра, и обнаруживать, что тот занижает скорость, этот даёт широкий разброс и т.д. И вычислять поправки для каждого, тогда только можно будет говорить о чём-то достаточно достоверном, а не о том, что продиктовано рекламными и бизнес-интересами и всякими рейтингами.

Краснополье прохожу натужно, его спуски-подъёмы для непроснувшегося организма в тягость. За Краснопольем раскатываюсь постепенно и, хотя ветер встречный, начинаю набирать скорость. Дорога здесь знакома до безобразия, до тошноты, до рвоты – езжу здесь круглый год. Ничто не задерживается в памяти. Только у поворота с Криворожской трассы на Днепродзержинск впечатляет открывшийся длиннющий спуск, а вслед за ним такой же длиннющий подъём.

Всего таких сегодня будет 4-5 и все навстречу ветру до самого Днепродзержинска, до плотины.

На 25-ом километре съёдаю первый банан, на ходу, чтобы не терять скорость и время. Вот и крест-обериг на въезде в Днепродзержинск.

Сейчас он всплывает в памяти яркой вспышкой, на постаменте какая-то надпись, прочесть которую просто не успеваю. Такие вспышки сохраняются недолго, поэтому после поездки тороплюсь записать впечатления поскорее, потом это всё растворится во множестве новых от других поездок. Вообще дорога помнится урывками, некими вспышками ярких необычных событий, бросившихся в глаза несуразностей. В таком восприятии сказывается скорость, особенно на обратном пути, где она временами поднимается до 45-49 км/час.

Длиннющий и побитый асфальт проспекта Ленина уходит в центр к ДМК – металлургическому комбинату.

Проспект Ленина в Днепродзержинске. Таким он был в 60-е

Я же ухожу от оберига налево на объездную вокруг города: здесь дорога получше. Где сворачивать к плотине не помню, был здесь один раз в жизни в прошлом году во время уже упомянутой поездки к каналу Днепр-Донбасс с Володей Ивановым.

Многое помнится до сих пор. Вот эти ночные бабочки сидящие сегодня, как и тогда, на обочине дороги – местная Тверская не отдыхает ни днем, ни ночью. Бодро подмигивают мне и машут руками, как будто я подхожу им в клиенты. Помнится канал

и водозабор

Помнится как мы ехали

Туда, где ветер спит, и солнца луч искрится,

Где друг заботливый разводит свой костёр,

Шашлык нанижет на шампура спицу,

Где душу радует неспешный разговор ...

Помнится бездонное небо над головой,

воздух под ним, загаженный людьми, и необъятное море,

берег, согретый лучами заходящего солнца

и закат,

на который можно смотреть бесконечно, как в глаза любимой женщины!

Но хватит воспоминаний, возвратимся на объездную. Дорога здесь не очень, особенно страховаться приходится в густой тени деревьев: солнечные блики отвлекают внимание - легко пропустить яму или поперечную трещину. Нужно постоянно напрягаться, чтобы увидеть лежачего полицейского и резко поднять переднее колесо, поддёрнуть контактами заднее.

Приближаюсь к Украинке, где-то здесь нужно сворачивать. У ответвления притормаживаю и допрашиваю стоящего на обочине мужика. Оказывается рано: нужно добраться до заправки и повернуть перед ней. Вот и она, действительно всё узнаваемо. Рядом кафе, знакомые мусорные баки, где в прошлом году подкачивал неожиданно спустившее колесо.

Клеиться тогда не стал, и мучался потом ещё и на другой день, подкачивая колесо через каждый час поездки. На этот раз прохожу поворот у кафе благополучно, хотя стёкол на обочине предостаточно – мелкий бой, въестся в протектор и доберётся до камеры в самый неподходящий момент. Но, слава Богу, всё без осложнений: хорошая резина в этом случае определяет многое и, хотя прошла она более 4000 км, Continental по-прежнему чётко делает своё дело. За это время прокол был всего один, да и тот не прокол, а порез после наезда на стекло или кусок металлической стружки. Наклеил латку на протектор изнутри, и теперь езжу вот уже второй сезон. Первый - Maxxis Detonator выбросил после 2500 км – начал расслаиваться прямо на глазах, стал виден кевларовый корд. Дерьмо, короче.

После поворота с объездной слегка заблукал, дорога за переездом через ж/д полотно как бы возвращается назад, и первое же разветвление вызвало к жизни вопрос: туда ли еду? Допрошенная у обочины женщина посоветовала свернуть налево к кладбищу. Видно решила посредством меня воплотить в жизнь свою мечту, а, может быть, пожелание высказала?! Ошибку обнаружил быстро, и на первом же повороте выехал на нужную дорогу. Дальше до плотины всё штатно – спустился с горы от Украинки, повернул у трамвайных путей направо, доехал до школы по правой стороне, перебрался через трамвайные пути и мимо рынка выбрался на дорогу к плотине. И здесь при приближении к ней впервые в этом году ощутил воздух: пахло чистой водой, простором, да ещё как! Уезжать не хотелось, стало понятно, зачем сюда ходят и ходят рыбаки – не за рыбой же на самом деле-то! – Рыба эта давно превратилась в уродливых мутантов. Правда и люди, которые едят её, уже давно стали достойными этого!

Короткий взгляд налево от плотины, в сторону разлива водохранилища. Здесь волны, гонимые ветром, теснятся и бьются о парапет подводнОго канала к шлюзу. Шлюз на этот раз разглядеть не успеваю, проскакиваю на полном ходу. Успеваю лишь бросить взгляд поверх генераторного зала на металлургический комбинат. Он такой же, как и раньше: всё так же дымит и загаживает воздух в округе!

В этом Украина не меняется, не хочет, бережёт свои богатства. Строить что-нибудь новенькое некогда: нужно с этого снять деньжат побольше и побыстрее. А вот когда всё вокруг превратится в вонючую жижу, тогда мы возьмём и переедем в Ниццу. А впрочем, зачем дожидаться, уедем прямо сейчас, пусть те, кто здесь остаются, всем этим дышат, им всё равно податься некуда. Примерно такая логика не только в Украине, но и почти повсеместно по всему СНГ. Читаешь об этом на всех велосипедных форумах. Вот только в телевизоре всё классно, всё пристойно. Наверное, нужно нам всем перебраться туда, в телевизор!

Подъезжаю к заправке у поворота к дороге, ведущей к мосту через Днепр. Что и говорить – красив во всех ракурсах.

Сворачивать не собираюсь, собираюсь перекусить и докупить воды. Ем Тульский подарочный пряник – весит каких-то 130 г, входит в карман веломайки и довольно калорийный – около 473 кКал. Покупаю последние 2 полулитровые бутылки минералки без газа. Кстати недавно узнал, почему на западе все пьют негазированную воду. Оказывается не из желания выпендриться. Она дороже, чем газированная и хранится меньше. Но в газированную добавляют не только углекислый газ, а ещё и консерванты с гормонами. На западе это знают, и не пьют эту пакость, а у нас ..., - так кто же у нас об этом напишет на этикетке?

Доедаю пряник, пью водичку и стартую. На всё про всё 6 минут! Ветер за это время усилился до 8 м/с, и теперь подгоняет меня в спину. Скорость быстро растёт и переваливает за 35-40 км/час. Начинаю получать удовольствие не только от редких взглядов в сторону от дороги, но и от самой езды. Дорога здесь стала получше, местами положили асфальт, и не просто латками, а по всей ширине. Но это местами, на большее, увы, деньжат не хватает. Отчисления в бюджет от области выросли в этом году в 4 раза, а вот ассигнования на её программы остались на прежнем уровне. Классная политика, дальновидная!

Выезжаю на Киевскую трассу. У поворота замечаю, что она продолжает строиться. Насколько далеко не видно, но строительство понемногу продолжается. Теперь полетел по хорошей дороге, хочется наверстать с ветром потерянную среднюю скорость. От возросшей скорости впечатлений от этой части дороги почти не осталось. Не заметил палатки, где в прошлом году закупал на дороге водичку, где продавщица уже стала узнавать меня и постепенно превратилась в хорошую знакомую. Сколько их встречается нам на заправках и в придорожных кафе! Как правило, одиноки и научены жизнью: мало кому верят, но если поверят, то уже навсегда! И как они провожают нас взглядами! А ведь жизнь проходит, а вернее проносится на машинах мимо! Сверкающих и недоступных, разве что накормить или заправить бензином и посмотреть во след. А в деревнях и на окраинах, где они живут, мужики пьют все поголовно, и уже к 25 годам превращаются в испитых скотов, каковыми, впрочем, они и рождены были. Нужно уезжать отсюда, бросать эту работу, поступать в какой-нибудь институт, где сохранились ещё нормальные в умственном отношении парни. Но где же взять сил на это, и кто подскажет? Разве что мы с вами, у которых велосипеды стоят, как хорошая машина. Они видят и ощущают это, потрогав и приподняв невесомый вел. Может потому и встречают нас более радушно, чем автомобилистов, что видят в нас нечто непривычное: человек проехал 60 км и ехать назад ему ещё столько же. Зачем едет в никуда? Для того чтобы вернуться? Не за деньги, не за колбасой, а так, чтобы себя потренировать, стать закалённей и сильнее. Конечно, это непривычно, и вызывает уважение. Потому и улыбаются нам при встрече и желают счастливого пути.

Поворота на виадук к Передовой тоже не заметил. Здесь в прошлом году свернул Вова Иванов, чем привёл меня в состояние полной растерянности: пока я закупался водой, он проехал мимо. Нагнать его я должен был минут через 10-15, а не догнал и через час! Мобильника у меня с собой тогда не было, а потому только по приезду выяснилось, что в этой точке мы с ним разминулись, и дальше ехали врозь.

Въёзжаю в город. Невольно всплывает в памяти

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться

Так и качу теперь – в поэтическом настрое сквозь дымы Петровки, по знакомой пыли, по разбитому асфальту, минуя светофоры, на которых теряешь с таким трудом отвоёванную у дороги и ветра скорость. Печально, обидно: так хорошо идти по трассе, и потерять всё здесь. Как подсчитал потом, из 130 км дороги 72 км - больше половины прошли по городу! А скорость сегодня ничего, средняя переваливает за 32 км/час, и, хотя на подъёме по набившей оскомину Яснополянской она неизбежно снизится, всё же ещё есть маленький шанс сохранить её до самого дома, поставить свой личный рекорд. Старательно выкладываюсь на Старокайдакской, захожу на Паникахи, есть шанс – движение маршруток умеренное, можно пролететь, обминая необычно редкие сегодня машины. Как я корил себя потом за это безрассудство, за эту дурацкую, не соответствующую возрасту, увлечённость! На прямике, когда раскатываюсь примерно до 50-и, вдруг вижу впереди встречную маршрутку, неожиданно заходящую на разворот! Водитель прекрасно видит меня, но резко бросает машину влево, перегораживая мне путь. Ему невтерпёж, он спешит! А велосипедист? – Его проблемы! Знает, сволочь, что откровенно нарушает правила. Всегда удивлялся, читая рассказы пострадавших, как это они не помнят, как всё происходило? Я теперь тоже помню не всё. Помню, что бью по тормозам, начинаю уходить вправо, выворачивая на траекторию маршрутки. Автоматизм подсказывает, что влево, навстречу опасно – даже если успеешь разминуться, из-за неё может выскочить следующая, пока невидимая, и тогда конец! От резкого торможения начинает задирать заднее колесо, вот-вот перелечу через руль. Заднее в траектории поворота начинает идти юзом. Вынужденно, чтобы не перелететь через руль отпускаю передний тормоз, ударяюсь левым боком о борт маршрутки и ложусь на правый. А она продолжает движение, у водилы ни тени сомнения, он готовится парковаться! По инерции меня несёт влево ему под колёса. Мелькает мысль – всё, доездился! Это теперь, не тогда на память приходит Роберт Рождественский:

... А когда он упал - некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот ...

и навязчиво вторит Евгений Евтушенко

Вдруг на бегу остановиться,
Так, будто пропасть на пути.
"Меня не будет..." - удивиться.
И по слогам произнести: "Ме-ня не бу-дет ..."
Мне б хотелось не огорчать родных людей.
Но я уйду.
Исчезну.
Денусь.
Меня не будет ...
Будет день, настоенный на птичьих криках.
И в окна, как весны глоток,
весь в золотых, сквозных пылинках,
ворвется солнечный поток!..
Просыплются дожди в траву и новую траву разбудят.
Ау! - послышится ...
Ау-уу!..
Не отзовусь.
Меня не будет.

Не хочу! Не хочу смириться, не должен, обязан выпутаться – мне нужно ещё сегодня вернуться, увидеть глаза своёй дочери

Ей так досталось в этом году! Мне ещё столько предстоит: работать, ездить, вывести дочку в люди. А этот наезжает, а меня несёт под него. Отталкиваюсь, что есть силы левой ногой от борта, буквально выползаю сам из под него, тащу на себя велик, пытаюсь и его спасти. Всё, все стали: я, маршрутка, велосипед. Правое заднее маршрутки только слегка наехало на шину и край обода! Вскакиваю на ноги, осматриваю себя. - Цел, только слегка саднит правое колено под наколенником, испачкана, но даже не порвана, велоформа. Открывается дверь маршрутки, из неё вываливается водила, - толстый, глаза подкатывает под веки, делает вид, что ничего не соображает. "Жирный идиот!"  - кричу ему – "Откатись с вела!" Он забегает в маршрутку, скатывается с колеса, вылетает опять на улицу. Глазками шарит по мне, пытается оценить степень тяжести. Не даю опомниться, ору: "Ты знаешь, козёл, сколько стоит такой вел? Тебе за всю жизнь не расплатиться!" По виду велоформы и вела понимает, что не вру, не Украина! Начинает лепетать что-то в своё оправдание, что не мог представить себе, что у меня такая скорость! То есть действительно видел, и решил, что успеет, свернёт, я заторможу, и всё рассосётся! Ставлю вел на попа, вращаю заднее колесо – налицо едва заметная восьмёрка, биение буквально в миллиметр. Понимаю, что сам легко отделался, вел практически целый, воевать теперь с ним не из-за чего. Не качать же из него, на самом деле, деньги за моральный ущерб! Не стоит. Он и сам не в восторге, подумать и ему, и мне ещё будет о чём. Поворачиваюсь, чтобы отъехать, и тут его прорывает: начинает просить прощения, похлопывать по плечу. Я понимаю, что виноват не только он один, что я тоже нарушил основы – поехал без "оглядки на дурака". Что я тоже не раз ставил этих ребят в неудобное положение на дороге, и они мне это прощали. Говорю нечто примирительное, и уезжаю.

ВСЁ!   КОНЕЦ!   ВЫДОХ!

Не оптимистично, не радостно? Да уж, как есть! Такова жизнь.

ОН

P.S. Единственная просьба. Не рассказывайте жене, не волнуйте! Рассказал только вам, чтобы помнили! Ей рассказывать не стал и не буду! Так будьте корректны. Что касается меня, то надеюсь, ума изменить стереотип поведения теперь хватит. И ездить по правилам, и надеяться, что водители ответят взаимностью.

 

Главная страница

Оглавление раздела



Hosted by uCoz