Времена года
Весна-Лето-Осень-Зима.
И снова Весна

Весна. Вольногорск-Бородаевка
28 марта 2010г
 

На песчаном белом берегу
Островка в Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

Исикава Такубоку. Песни о любви к себе

Почему женщины так любят цветы, а мы, мужчины, свои железки? Отчего мы такие разные? А может мы одинаковы, одинаково тянемся к красоте, только понимаем её по разному? Почему мы все - и мужчины и женщины - любим путешествовать? От тяги к перемене мест, к новизне, потому что в нас просыпается предок, искавший места богатые пищей? Не знаю, да и сегодня это неважно, важно, что я опять еду по полюбившимся в прошлому году местам: вдоль рек Самоткань и Домоткань, по древним владениям Григория Потёмкина, через украинские сёла

с такими узнаваемыми хатками,

скирдами,

лугами,

через тоннели осенней желтизны

и умиротворения.

Но, всё же постараюсь рассказать обо всём по порядку.

Куда и зачем.

 

Горы далекие
Снегом оделись
Чуть синеватым ...
Пакую пожитки свои
Для дальней дороги

Karma Tenzing Wangchuk

Конечно же цель не только вернуться к красоте. Целей, как всегда, несколько. Хочу поснимать затянувшуюся зиму и ещё только набирающую силу весну. Тащу для этого свою Sony Alfa с универсалом Carl Zeiss Vario-Sonnar 16-80 мм и минимальным комплектом фильтров.

Хочу испытать новое оборудование: комплект навигации и много чего ещё, собранный на основе Bluetooth GPS модуля Holux M-241 Data Logger'а и смартфона Nokia 5530 Express Music.

        

Ну, с логгером всё понятно - пишет текущий трек, вычисляет скорость и направление движения, передаёт информацию по Bluetooth в смартфон, где она отображается на карте и используется для навигации. Навигационные возможности огромные: Nokia открыла для бесплатного доступа свои векторные карты и навигационную программу Ovi Maps, а Wild-Mobile разработал прекрасное приложение SmartComGPS для работы с растровыми картами и спутниковыми снимками. Правда с приобретением лицензии сейчас нелепая проблема - проект заморожен и купить её негде, а триал на сегодняшний день у меня закончился. Так что для ориентирования на лесных тропинках Nokia пока не помощник, она скорее для трасс и более менее крупных дорог. Потому беру с собой сшитую из разных листов генштаба карту и компас. Они не обманут, не заведут неизвестно куда, как это в который раз случается с доверчивыми людьми, а потом высмеивается в Инете. В отсутствии SmartComGPS'а есть и другая польза: потренирую и поддержу в активном состоянии набранные в былые годы навыки ориентирования по карте. Как всегда проставляю на ней расстояния между ориентирами и поворотами. Заметьте, не от начальной точки поездки, расстояние от которой так удобно показывает велокомп, а от последнего ориентира. Это позволяет избавиться от накопления ошибок, неизбежно возникающих в дороге из-за собственных виляний, из-за погрешностей карты и т.п. В дополнение к магнитному компасу планирую использовать всё тот же логгер, вычисляющий направление движения по сигналам со спутников. Закрепляю его на руле


так, чтобы было удобно переключать режимы и экономить батарею, не расходовать её без надобности на энергоёмкий Bluetooth. Лёгким движением руки вся конструкция превращается в систему освещения с ближним светом - Sigma Supraled, дальним светом - Fenix TK11 и мигалкой.

Для проверки всего этого маршрут выбираю совсем не езженный: до Вольногорска электричкой, затем великом через Дмитровку, Соловьёвку, Акимовку до киевской трассы, далее мимо Верхнеднепровска до станции Верхнеднепровск в Новониколаевке и на электричке назад в Днепр. На карте есть ещё одно интересное название - Зуботрясовка :-), но это уже в следующий раз, не по пути сегодня. С дорогой от дома до вокзала и обратно набирается примерно 110 км, так что поездка запланирована на весь день - вербное воскресенье 28 марта.

Скажу ещё несколько добрых слов о Nokia. Конечно это не только GPS, по сути это вполне современный компьютер в размерах 10х5 см и весом 100г, со всеми его безграничными возможностями. Это дневники поездки, редактируемые в Excel'е или Word'е, органайзер с календарём и будильником, FM приёмник, мобильная связь с домом и огромным миром через интернет с GPRS и Wi-Fi, MP3-плейер с любимыми мелодиями, диктофон для оперативной записи звуковых заметок, фотоаппарат и видеокамера с оптикой всё того же Zeiss'а, о качестве которой можно судить по этой фотке

и что меня особенно умилило - видеоцентр, позволяющий теперь смотреть на привале свои самые-самые любимые фильмы. По сути это частичка дома, возимая с собой и избавляющая от скуки и одиночества.

Наконец последняя по порядку, но не последняя по важности цель - найти подходящее место для ночлега в запланированной на этот год поездке на западную границу области.

Утром по прогнозу температура ожидалась чуть выше нуля, днём в районе +14 градусов, а к вечеру она должна была опуститься до +8 градусов. Вот на этот перепад температур одежды беру три комплекта для разных условий, и чтобы не убить своим запахом дикаря народ в электричке. Беру комплект фонарей для езды по ночному городу, а также на случай опоздания к отходу электрички в Верхнеднепровске и возможной поездки ночью. Вода на всю поездку с запасом на непредвиденные обстоятельства и еда на весь день довершают перечень необходимого. Вел хоть и загружен почти до отказа, выглядит вполне достойно.

 

Днепр-Вольногорск.

 

Хорошо жить
Без предпочтений.
Ибо добро
Может обернуться злом,
И наоборот.

Karma Tenzing Wangchuk

Несмотря на то что поднялся в 6.30 утра, выехал из дома только в 8.06 за 50, а точнее за 49 минут до отправления электрички. Не подумайте, что крохоборничаю, просто уже на первых километрах почувствовал, что опаздываю, считал каждую минуту, гнал как угорелый и приехал на вокзал в 8.48, за 7 минут до отхода электрички. А ведь нужно было ещё отыскать на табло путь, с которого она отправлялась (оказался 11-ый), добраться по подземному переходу до него и погрузиться в вагон. Так что забрался я в него весь в мыле, и был неприятно удивлён отсутствием свободных мест. Только в другом конце вагона у самых дверей в тамбур виднелись три свободных, куда я и направился не раздумывая. Собираюсь разместиться там, где свободных два, и тут же получаю несмелое: "Здесь занято". Показываю на третье свободное, что рядом с парнем, и получаю тот же ответ. Но деваться некуда, ехать два часа стоя мне совсем не улыбается, а потому решительно бросаю: "Да ладно вам", поднимаю велик на дыбы, разворачиваю его багажником к двери и передним колесом к середине вагона и усаживаюсь на свободное место рядом с женщиной. От моего нахальства они просто опешили, дама только робко и чуть насмешливо сообщила мне, что велик придётся взять на руки, когда придут ещё один парень с девушкой, для которых занимались места. Я предусмотрительно отмалчиваюсь, а тронувшаяся электричка разрешает назревающий конфликт - парень с девушкой опоздали. Вот они превратности судьбы - мне радость за счёт чьего-то расстройства. Разрядил напряжение всё тот же велик. Женщина не выдержала и, наконец, спросила, указывая на фляги: "Это моторчик?". Когда же я показал и фляги, и всякие другие прибамбасы на руле и в багажнике, рассказал куда и зачем еду, добавил, что мы ездим всей семьей с женой и дочкой, были в Крыму и Закарпатье, отношение меняется, я из нахального маргинала превращаюсь в нормального человека, а велосипед из орудия пытки - в веломашину, вызывающую удивление и восхищение. К Днепродзержинску, где они выходили, мы становимся просто добрыми и внимательными попутчиками. Простились тепло, пожелав друг другу всяческих успехов, за что я до сих пор остаюсь им благодарным.

Тёплое настроение, возникшее от приятного общения, хочется продлить на остаток пути. Достаю телефон, наговариваю информацию о кусочке от дома до вокзала: расстояние 18,56 км, время в пути 0:41:50, средняя скорость 26,64 км/час, средний каденс 70, макс. скорость 45,93 км/час на спуске по Яснополянской. Всё это поможет потом при планировании последующих поездок. Затем надеваю наушники и наслаждаюсь песнями Юрия Антонова:

Есть улицы центральные, высокие и важные,
С витринами зеркальными, с гирляндами огней.
А мне милей нешумные, милей одноэтажные,
От их названий ласковых становится светлей
.

которые звучат до самого Вольногорска. Попутно выпиваю горячего чая из термоса, съедаю бутерброд с сыром. Что ещё нужно велосипедисту, "чтобы спокойно встретить старость?", нет новую дорогу :-).

Вольногорск-Бородаевка.

 

Желтый лист,
Ты опускаешься кружась подобно птице, Но только не поёшь.
Я слушаю опять, что шепчут травы,
Полные зимы.

Doris H. Thurston

На вокзале в Вольногорске навешиваю на руль логгер, нажимаю кнопку старта и в путь. Время 11:12. Просмотренная в Google Earth дорога легко узнаваема. Фотографии, размещённые предшественниками в Panoramio, придают уверенности. Вольногорск, несмотря на его малость, представляется городом контрастов не хуже Нью-Йорка. Центральная улица довольно привлекательна, здесь и магазины, и огромный стадион, церковь. У церкви обнаруживаю череду верующих и просто стремящихся поучаствовать в обряде освящения вербы, растянувшуюся на целый квартал. Стоят терпеливые и одухотворённые. Останавливаю невольно потянувшуюся к фотоаппарату руку, не хочу развеять своё и их чувство, обидеть ненароком. Настрой нарушает группка молодых людей, расположившаяся у обочины рядом с магазином и только что купленным огромным паком 2-х литровых бутылей пива. Замечают меня, что-то говорят в мой адрес. Велосипед и человек, едущий на нём, не входят в их представление о празднике. Сидящий рядом с паком усмехается и, радостно похлопывая рукой по пиву, произносит: "Спортсме-е-ен!". В ответ я говорю им, что они, видно, тоже спортсмены, и получаю в ответ: "Нет, мы спиртсме-е-ены!". Не задерживаюсь возле них, еду дальше. И хотя весь проезд через город занимает каких-то 15-20 минут - это ясно видно по записанному треку - вспоминаю свою прошлогоднюю поездку по параллельной улице. Она всего в двух шагах от главной, но контраст с ней разителен: здесь средоточие фасадов, там "промышленная архитектура" - переплетение грязных труб, бетонных плит и луж. Дальше ещё хуже, всё большее место занимает промышленная пустыня, всё больше грязи и меньше зелени. Добыча кварцевого песка, идущего на изготовление оптического стекла, цирконовых, рутиловых и ильменитовых руд уничтожила всё живое вокруг, превратила речку Самоткань в цепочку кислотных озёр. Вот так это выглядит из космоса - пугающее зрелище!

Белые пятна - это отнюдь не снег, это песок, зелёные - кислотные озёра. Старательно обхожу эти места, прокладывая маршрут подальше, вспоминаю милый моему сердцу Верхнеднепровск. Оба города разделяют во времени примерно 200 лет от момента закладки, но какая гигантская между ними разница! Верхнеднепровск закладывался для человека, чтобы жили люди, и назывался Новогригорьевском в честь человека - Григория Потёмкина. А Вольногорск закладывался ради горно-обогатительного комбината, и назван в его честь. Другая часть названия Вольно - в честь Вольных Хуторов, что расположены рядом, теперь даже в мыслях с городом не связывается. Как изменился подход к жизни за каких-то 200 лет, и что ждёт людей дальше, что и для кого потом будут строить!? Но вернёмся к дороге.

На следующем перекрёстке меня охватывает первое сомнение: довольно приличная дорога вызывает желание повернуть налево к выезду из города, а уверенности нет. Включаю Bluetooth, коннекчусь и вижу, что до поворота ещё один квартал. Вот оно преимущество GPS, приятно. Удивляет немного разброс точек в месте определения - ведь я не трогался с места!

Ну да ладно, похоже всё в пределах заявленной производителем 10 метровой точности и намеренного снижения точности сигнала, сделанного для противодействия террористам. Выезжаю из города, останавливаюсь у очередного кислотного водоёма

и снимаю Вольногорск. Таким он теперь и останется в памяти - белесый, дымящийся песок под белесым небом.

Хорошо всё-таки, что город невелик, и вся эта промышленная радость проходит мимо быстро. Пейзаж за городом переходит в обычное для наших мест смешение полей,

обсадок дорог, побитого местами асфальта, пересекаемого ручейками талой воды с полей, чудом сохранившимися кусками снега.

Весеннее солнышко и весело щебечущие птицы создают настроение, настраивают на спокойный лад, вытесняют из памяти следы человеческой деятельности. По велокомпу пора появиться повороту на Дмитровку-Марьяновку, ожидаю его вот-вот, а до видимой трассы ещё далековато. Но это оказывается только иллюзией, вызванной завышенными ожиданиями. Когда подъёзжаю к самому повороту, ошибка замера по карте не превышает каких-то 100 м. Вполне приемлемо. Давно отключённый Bluetooth не требуется дальше в течение почти всей поездки, чувство связи с дорогой и местностью не уходит, а значит приобретённые навыки не выветрились из памяти. В ближайшей деревеньке Дедово нагоняю идущего вдоль дороги мужика, спрашиваю название, уточняю из любопытства где находятся Вольные Хутора, в которых снимал помещённые выше луга, скирды и хаты. Начинаю по ходу выполнять ещё одну задумку: расспрашиваю встреченных в этом и ближайших сёлах жителей, можно ли у кого-то купить мясо. В ответ получаю короткое "Нет!". Люди опасаются, видят во мне чужака, а может и наводчика, вслед за которым придут ребята пострашнее. Кое-где, правда, поясняют более обстоятельно: в Соловьёвке сидящие у заборчика женщины, подкупленные моим "Здравствуйте" и поздравлением с праздником, доверительно сообщают, что мяса в селе нет, свиней не держат, давно всё вырезали и за мясом сами ездят на базар. Вот странная метаморфоза - село, которое всю жизнь снабжало город продуктами, ездит за мясом на базар в город! Чудо украинской экономики - свиньи теперь произрастают на городских базарах, как булки на деревьях! Давно уже перестал удивляться этому: завозимая из Польши и Аргентины свинина и говядина, читай буйволятина, радикально изменила распределение ролей. Теперь дешевле купить закормленное комбикормами и гормонами, наколотое антибиотиками перемороженное привозное, нежели вырастить своё. Не радует это - зачем гробить своё, лучшее в угоду дурацким, навязанным соглашениям с Евросоюзом? Нужно ведь это не нам, а им. А в этом году правительство берётся ещё и за растениеводство - запрещают удобрять поля коровьим навозом! Весь мир возвращается к органическому земледелию, уходит от всяких там суперфосфатов и прочей химии, а Украина лезет в уже пройденное и отброшенное. Завидное постоянство, гениальная способность найти свою лужу!

От грустных мыслей отвлекает парочка детей, возлежащая прямо на земле у стелы, обозначающей отворот к Алексеевке. Счастливое детство, им эти проблемы неведомы! Они счастливы тёплым весенним днём и выпрашивают у проезжающих пару гривен на конфеты или мороженое. Вместо денег уточняю, не снижая скорости, место и продолжаю путь. Посматриваю на дорогу и радуюсь, что не поехал на шоссере - редкие, но меткие встречные машины попадают всегда на самое неудобное место - разбитый участок дороги или обширную лужу. И если в городе ещё есть надежда, что появившиеся за зиму ямы заделают, залатают, здесь это уже на века, до появления более рачительных поколений. Вот именно так, не более богатых, а более рачительных!

Приближается время обеда - 13:00. Останавливаюсь на повороте у спуска к Николаевке, там где на скине из Google красные метки.

Съедаю привезённый в термосе и ещё горячий вкуснющий овощной суп и бутерброд с салом. Пища несколько тяжеловата, для шоссейника вообще неприемлема, а для туриста в самый раз - загружает желудок всерьёз и надолго. Пока ем, читаю присланные Life:)'ом SMS-ки - спам, в топку! Долго вожусь с заклинившим замочком на кофре, боюсь что не смогу дальше снимать Сонькой, если расстегнуть его не удастся. Всё-таки расстёгиваю, зажав непослушный замок зубами. Стартую только в 13:33 и сразу скатываюсь к Николаевке. Здесь самый крутой спуск в поездке - средний уклон 4% на расстоянии 2,1 км. В Ози он выглядел устрашающе

Но в реалиях всё попристойнее, и я разгоняюсь, притормаживая всего до 55 км/час. Скорость не самая большая в истории поездок, но она остаётся наибольшей за весь сегодняшний день. Быстро проплывают вдали прилепившиеся к холмам небольшие сёла Акимовка, Корнило-Наталовка, Васильевка.

Дальше Бородаевские Хутора, где я опять расспрашиваю жителей о мясе, и узнаю, что "курицу купить ещё можно, а свиней кому держать? Бабулькам не под силу, молодёжь в городе, а приезжие только раскупают дворы под дачи". На выезде из Бородаевских Хуторов опять теряюсь ненадолго, подавляю возникшее желание посмотреть в смартфоне своё место. Сдерживает только бесполезность сего действия - нужный мне отворот на векторной карте не обозначен. Потеряться заставляет множество похожих отворотов на соседние улицы, какой из них мой, уточняю у продавщицы магазина, убирающей территорию рядом с ним. Конечно SmartComGps выручил бы точно, загрузил бы туда спутниковый снимок, маршрут, и получил бы подсказку метров за 30 до поворота. Эх, не судьба! Одна надежда на светлое будущее.

Поднимаюсь от Хуторов по 2,5 километровому тягуну к трассе, разглядываю ещё залитые местами водой поля у дороги и понимаю, что ехать в виднеющуюся за холмом Домоткань

по такому грунту рискованно - времени маловато, а если придётся идти пешком в обход мокрых участков, могу опоздать к поезду. По недолгому размышлению принимаю решение ехать в Бородаевку, туда, где намечена возможная ночёвка. Дорога там подходит почти к самому берегу и риск завязнуть минимальный. Сворачиваю на трассу в сторону уводящую теперь меня от станции, где планирую садиться в электричку на обратном пути. Тоже рискую, теперь уже не оцененным по расстоянию и не просчитанным по времени участком пути. Торопливо снимаю памятник форсировавшим Днепр войскам

и, отъехав от него, додумываюсь включить навигацию в смарте. Много не предлагается, дорог до занесённой в память точки нет, вместо маршрута предлагается идти по прямой. Но это тоже кое-что, во всяком случае вполне можно ориентироваться, где сворачивать с трассы и куда направлять свой путь. До искомой точки по сведениям навигатора порядка 5 км, и прямая чётко указывает её положение относительно меня и дороги. Доезжаю до Бородаевки, сворачиваю в село, еду по улицам, всё время приближаясь к искомой точке. Когда расстояние до неё уменьшается до 660 м, решаю выехать прямо на берег. Восхищённый открывшимся заливом во льду,

бросаю велик на чьих-то задворках

и снимаю деревья на берегу,

камни и лёд у самого берега.

Решаю, что лучшего места для будущей ночёвки мне не найти. Время 15.30, торопливо съедаю запасённое и собираюсь в путь. Электричка уходит от ст.Верхнеднепровск в 18.07, но за время съёмки и обеда оно подбирается к 16-и часам, а до станции более 30 км, и ветер, подгонявший меня в спину на пути в Бородаевку, теперь превратится во встречный. Стартую в 15:56.

Бородаевка-ст.Верхнеднепровск.

 

Самый длинный путь
Часто оказывается самым коротким.
И это относится не только к дорогам,
Но и к сердцу.

Худшие мои ожидания оправдались почти сразу же по выезду из Бородаевки. На профиле пути в Ози прекрасно видно, что начиная от 40-го до 70-го км сплошные тягуны. А когда к ним добавляется встречный ветер, велосипедисту становится вообще грустно. Это сейчас я хорошо знаю пройденные расстояния, а после старта я - ничтоже сумнящийся, их лихорадочно прикидывал, сравнивал с текущей скоростью и понимал, что если и успеваю, то впритык. А ведь перед погрузкой нужно ещё заглянуть в туалет - как-никак почти 1,5 часа в электричке после 2 часов дороги могут унизить любого - хоть на ближайшей станции выходи :-(. Да и переодеться желательно, а то народ подумает, что в вагон погрузили зверинец со скунсами. Вот такие, значится, пироги, такие конфеты. Кручу педали изо всех сил, борюсь с ветром и не сдаюсь, не уступаю ни секунды. Дорога не радует - длиннющие тягуны, парусность велика с багажником удручает, и скорость иногда падает до 10 км/час. И только одна мысль подгоняет - перспектива проехать ночью ещё 60 км от ст.Верхнеднепровск до дома, если я проиграю. Ни фотографировать, ни писать на диктофон, ни смотреть на навигатор некогда и незачем. Больше фотографий с дороги не будет - их просто нет. Всё, что вы увидите дальше, снималось по пути туда или в предыдущих поездках. Но в памяти несмотря ни на что остаются картинки дороги, впечатлившие тебя в те редкие мгновенья, когда ты был способен замечать, удивляться и запоминать. Как проезжал мимо памятника-пушки не помню. Помню, как долго ожидал появления знакомого отворота на Заречье,

от которого стартовал на Бородаевку. Помню спуск к реке Домоткань, а скорее к широченному разливу-заливу в месте её впадения в Днепр, рыбаков на мосту. Помню сбросовый канал Днепродзержинского водохранилища,

так впечатливший меня масштабом сооружения в прошлогодней поездке в Верховцево и Верхнеднепровск. Помню, как останавливался и торопливо менял батарейку в логгере, как лез в очередной подъём,

сменивший длинный спуск у Верхнеднепровска.

И теперь в памяти услужливо всплывают давно написанные строки

Стихи пишу не лёжа на диване,
Дорога - поводырь мой, царь мой, бог!
Вы всё прочувствуете сами:
Призыв преодоления дорог,

Сознание победы над ветрами,
Над холода уколами в груди,
Над жёсткою печатью зноя длани,
Над перевалом, что маячит впереди!

Вставайте рано, крепко руль сожмите,
Педаль податливую трогайте ногой,
И на вершину душу поднимите,
Которая в победе над собой!

И вы увидите, как всё переменилось,
Привычным стал божественный словарь,
И на мгновение открылось:
Ты властелин, ты бог, ты царь!

Лишь для тебя громада Солнца светит,
Ползёт в долину утренний туман,
Лишь для тебя цветок колышет ветер,
Доносит с поля запахов дурман.

Вот в таком настроении я добираюсь, наконец, до станции, переодеваюсь в сухое и чистое. Успел, дальше пахать не мне, теперь дело за техникой.

ст.Верхнеднепровск-Днепр.

 

Расцвела
На ветке без листьев
Вечерняя звезда

Peggy Lyles

Людей ожидающих поезда много и, как оказалось, в поезде тоже. Гружу велик, располагаюсь в тамбуре посреди 5 человек, из которых двое - мать и сынишка с велосипедом. Теперь велосипедов на узком пространстве два, и это вызывает печальный вздох у женщины, рядом с которой я остановился. Поезд трогается и вскорости появляются коробейники, продающие пирожки бог знает с чем, стартовые пакеты к мобильникам, мороженое и чипсы. Они, да ещё опоздавшие пассажиры снуют из вагона в вагон, вынуждая нас с женщиной каждый раз разворачивать велосипеды и давать дорогу. Всё это не столько утомительно, сколько раздражающе. Раздражает бессмысленность перемещений, ведь никто ничего не покупает, все едут домой. Раздражает упорство и неотвратимость движения, желание найти желающего. А ведь одноимённые заряды отталкиваются :-)! За всю историю своих поездок ни разу не видел, что бы кто-то хоть что-то купил. Взамен покоя обстоятельства предоставляют возможность понаблюдать за людьми, заглянуть ненароком в их души и характеры.

Вот идут контролёры - привет Кибальчишу! - заплати за себя и за велик. Вдруг неожиданно проявляет себя женщина с велосипедом и сынишкой. Она слегка на подпитии, радостно помогавшая мне затащить велик, в присутствии контролёров услужливо набрасывается на меня с уверениями, что "платить за велосипед всё равно придётся. А как же, а что вы хотели?" Меня это поначалу удивляет, потом, после ухода контролёров выясняется, что она просто отвлекала внимание от себя - не платила ни за себя, ни за сына, ни за велик. Ну что ж, каждый приспосабливается как может. Для меня 9,50 грн не деньги, для неё же, возможно, то, за что стоит бороться.

На очередной станции поезд останавливается и мимо нас идёт поток выходящих из вагона. В этот момент из соседнего вагона в наш тамбур рвётся пассажир. Открыть дверь я не могу - позади меня выходят люди. А он настойчиво толкает дверь, смотрит на меня бессмысленными глазами, упорствует и молча борется со мной. Говорю, что нужно подождать, что пройдут люди и я впущу его. Что-то щёлкает у него в голове, включается другая программа, и он вдруг возвращается в свой тамбур. Там закуривает и, покурив, уходит на место в своём вагоне. Что это?! Зачем?! Шёл покурить, но почему к нам? Если причина другая, то почему вернулся? Загадка.

После Днепродзержинска обстановка разряжается, дальше больших потоков пассажиров не предвидится. Достаю остатки тормозка и съедаю, выпиваю почти всё из фляги, оставив только чуть-чуть на дорогу от вокзала до дома.

Наконец электричка подходит к Днепру. Пассажиры, вспомнив о том, что они не просто едут - они торопятся, выстраиваются в тамбуре и в вагоне, чтобы скорее выйти. Зачем, что эти секунды решают? Ведь не последняя шлюпка на тонущем корабле, не последний трамвай в конец города и мосты не разводят. Но между тем это так. Пока стоят в ожидании, мужчина в летах задаёт обычный вопрос: "Сколько же он - велик - стоит?" А когда узнают он и его жена, решают, что велик красивый, но всё-таки лучше купить машину. Никто никого не осуждает, просто каждый остаётся свободным и выбирает своё. Поезд замедляет ход, я прошу мужчину почему-то ставшего мне близким, сдержать готовый хлынуть поток. И он понимает: "Конечно, ведь они сметут тебя, сынок." Мы не прощаемся, каждый уходит в ночь своей дорогой.

На перроне, охватываемый сгущающимся сумраком, навешиваю на руль фонари, на багажник мигалку и, подсвеченный ими как рождественская ёлка, качу под удивлённые взгляды вдоль путей к вокзалу. На привокзальной площади

толпы людей, очереди ожидающих маршрутки. Даже свет моих фар не привлекает их усталое внимание. И только спокойный и нехлёсткий возглас побуждает расступиться. Громкого окрика допустить нельзя, тогда они в испуге отпрянут, и предсказать в какую сторону будет невозможно. Обгоняемые женщины в летах ещё хуже: если ты просишь их принять влево, а сам смещаешь велик вправо, они отскакивают тоже вправо, на звук твоего голоса! Но, наконец, толчея привокзальной позади и я выезжаю на набережную. Уже совсем темно. Город преобразился. Деревья, опутанные светящимися гирляндами и подсвеченные уличными фонарями, расцветают невиданными звёздами.

Обгоняющие огромные и поначалу невидимые фуры тщательно и бережно обминают тебя почти по встречной - стараются не испугать велосипедиста. Проникаешься за это теплотой и уважением к сидящим в кабине - понимают! Днём все фуры одинаково серы. А сейчас расцвеченные цепочками зелёных, оранжевых, иногда синих бортовых огней деловито спешат куда-то. Покой освещённого фонарями пространства нарушают только легковушки. Эти не видят и не уважают никого, дальний свет не переключают на ближний, прут что есть дури. Привлечённые светом моих фар, ко мне сзади пристраивается пара велосипедистов и сопровождает меня до самого цирка. Последние километры набережной проплывают во тьме, и только пылающая в свете вечерней зари Венера ведёт и ведёт наверх по Яснополянской на запад до самого дома.

P.S. Почему женщины так любят цветы, а мы - мужчины свои железки? Может быть играя со своим крабом, со своею любимой игрушкой в жизнь, каждый из нас обретает себя: женщины - нежность, мужчины - твёрдость стали? А люди, что люди? Они такие, какие есть. Пусть они вам запомнятся

сделанными из железа, но кругленькими и добрыми. Привет!

ОН

Для любителей статистики. Общее расстояние 123,48 км. Время от порога до порога 12:28:00, время в движении 6:10:22, время остановок 2:02:38, время в электричке 4:15:00. Средняя скорость 20,0 км/час, максимальная скорость 54,90 км/час. Температура воздуха на старте +2грС, в районе Бородаевки +13грС, на финише +7грС, переодевался трижды. Ветер весь день восточный 5-7 м/сек.

Переводы хайку в эпиграфах Polay

Фото ночной набережной Annushka77

 

Главная страница

Оглавление раздела



Hosted by uCoz