ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТРАТ ПРИ ПЕДАЛИРОВАНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ЗУБЧАТОК В. Ф. Татаркин, мастер спорта СССР, Ленинград Для проверки целесообразности применения на велосипеде зубчаток различной формы были проведены исследования энергетической стоимости одинаковой по мощности работы с использованием круглых и некруглых зубчаток. Зубчатки, изготовленные из 2-миллиметрового дюралюминия, имели большой диаметр 122 мм и малый—100 мм. По рекомендации Н. И. Петрова (1968), зубчатки устанавливались не под прямым углом к шатуну, а таким образом, чтобы угол между большим диаметром зубчатки и шатуном был равен 25°. При проведении исследований использовали велосипед В-53, оборудованный двумя ведущими зубчатками — круглой и некруглой, каждая из которых имела по 52 зуба. В начале соревновательного периода были исследованы 11 велосипедистов II разряда в возрасте 14—15 лет. Каждому испытуемому устанавливали центровую посадку. Затем спортсмены выполняли заданную работу на инерционном велостанке с электромагнитной системой сопротивления. Мощность работы составляла 480 кгм в 1 мин., что примерно соответствовало условиям, характерным для шоссейных гонок на 15—20 км. Темп педалирования задавался звуковым генератором и был равен 90 оборотам в 1 мин. Продолжительность нагрузки — 10 мин. Каждый велосипедист участвовал в двух опытах. В первом работа выполнялась с применением круглой зубчатки, во втором — некруглой. Повторные опыты проводились на другой день. Для определения эффективности работы при применении разных зубчаток у испытуемых измеряли частоту сердечных сокращений, потребление кислорода во время работы и кислородный долг. Спортсмены в течение 10 мин. выполняли работу заданной мощности, после чего изучался период восстановления. Выдыхаемый воздух через широкий шланг, укрепленный на маске, поступал в газоанализатор системы «Спиролит» фирмы Юнкалор. Регистрация Ог и СОг производилась самописцем на ленте с интервалами в 4 сек. Частота сердечных сокращений определялась путем записи электрокардиограмм в грудном отведении. Потребление кислорода при работе за каждую минуту и восстановление при использовании круглых и некруглых зубчаток показано на рисунке. Среднее потребление кислорода в 1 мин. при педалировании с установленной круглой зубчаткой было на 17,7% больше, чем на некруглой. Кислородный долг у всех испытуемых был значительно больше при установке на велосипеде круглых зубчаток (см. таблицу). В среднем общая
кислородная стоимость работы у 11 испытуемых оказалась на 28,3%, а кислородный долг на 36,3% больше при использовании круглых зубчаток (различия статистически достоверны, p<0,001). Частота сердечных сокращений при установке на велосипеде как круглых, так и некруглых зубчаток не имела существенных различий — у всех испытуемых этот показатель повышался от 145 до 154 уд. в 1 мин. Причину меньших энерготрат при педалировании с использованием некруглых зубчаток можно объяснить выигрышем в силе при нажиме на педаль и подтягивании ее вверх. Таблица
Таким образом, при одной и той же мощности работы и одинаковой внешней структуре движений, но при разной скорости движений ногами педалирование с использованием некруглых зубчаток энергетически более экономично. Проведенное исследование подтверждает мнение о положительном влиянии двигательных переключений (чередование мощности нагрузки, варьирование ритма движений и др.) на отдаление утомления при мышечной работе (М. Д. Азатян, 1960; Г. В. Мархальд, 1967; В. В. Михайлов, 1971). Механизм этого эффекта определяется активным отдыхом (В.М. Касьянов, 1956), сменой констелляций нервных центров (М. Д. Азатян, 1960; Н. В. Зимкин, 1969) и стимулирующим влиянием метаболитов на окислительные процессы (Н. Н. Яковлев, 1955). Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод о целесообразности использования на велосипеде некруглых ведущих зубчаток во время тренировочных занятий и соревнований, характеризующихся одним и тем же режимом работы, т. е. педалированием в темпе 90 оборотов в 1 мин. Источник: Велосипедный спорт.Ежегодник-М:ФиС,1976,с.27-28. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||