ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВЕЛОСПОРТА
НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

С. В. Ердаков, кандидат педагогических наук, Москва

В последние годы в велосипедном спорте, как и во всех видах спортивной деятельности, наблюдается большой поток информации. Это связано с необходимостью поиска тех резервов, которые могут обеспечить рост спортивных результатов. Появился ряд исследований, изучающих этот вопрос. Их результаты обычно публикуются в различных научных журналах, тезисах, материалах конференций и других литературных источниках, которые, к сожалению, не всегда доходят до специалистов, однако следует отметить, что наиболее интересные из них были опубликованы (полностью или частично), в журнале «Теория и практика физической культуры».

Цель данной статьи познакомить тренеров, студентов, аспирантов и научных работников с результатами исследований, которые были напечатаны на страницах журнала. Естественно, автор не претендует на полноту обобщения, поскольку трудно в рамках одной статьи дать исчерпывающие сведения о затронутых проблемах, и поэтому в ряде случаев указывается только автор, исследуемый им вопрос, а также год и номер журнала, в котором этот вопрос освещается.

Одним из наиболее популярных видов велосипедных соревнований являются многодневные гонки. В этих состязаниях гонщики иногда проходят более 200 км в день, причем несколько дней подряд демонстрируют уникальную работоспособность. Очевидно, поэтому первые исследовательские работы в велосипедном спорте были посвящены изучению влияния длительной езды на организм велосипедистов (Г. И. Котов, 1930, № 9; С. А. Корнеман и А. Ф. Михайлова, 1938, № 2), медико-санитарному обеспечению многодневных гонок (3 С. Миронова, 1955, № 7; Э. Я. Колбановская, 1956, № 10; А. Е. Нис, 1960, № 5), характеру питания и профилактике спортивных травм и заболеваний во время многодневных состязаний (Р. Е. Мотылянская, 1937, № 5; Н. В. Кублицкая, 1953, № 12; А. М. Ланда и Л. И. Филиппова, 1955, № 4; А. И. Кураченков и О. В. Винтергальтер, 1961, № 7).

Затем исследователей заинтересовали функциональные возможности велосипедистов. Стали разрабатываться функциональные пробы и методы оценки состояния тренированности спортсменов. Появились работы Д. П. Полякова с сотр. «Об исследовании дыхания у велосипедистов» (1956, № 4; 1958, № 8) и «Значение вдыхания кислорода во время езды на велосипеде» (1956, № 3), в выводах которых отмечалось, что у спортсменов старших разрядов дыхание более ритмичное, чем у новичков, а вдыхание чистого кислорода увеличивает производительность работы и укорачивает восстановительный период. В работах М. А. Артыкова (1968, № 4), В. В. Михайлова с сотр. (1970, № 7), Ю. Г. Крылатых и Л. Ф. Кондратьева (1970, № 9) изучались величины максимальной аэробной и анаэробной производительности. Авторы обнаружили, что величины максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга зависят от уровня подготовленности спортсменов. Исследуя деятельность кардио-респираторной системы у велосипедистов-шоссейников во время командных гонок, М. А. Артыков (1971, № 5) установил, что у гонщика-лидера (1-я позиция), преодолевающего самое большое воздушное сопротивление, при скорости 50 км/час отмечаются самые высокие показатели частоты пульса и потребления кислорода, а у гонщика 2-й позиции (за лидером) — самые низкие. Изучая возможности развития специальной выносливости по показателям кровообращения, Г. В. Мелленберг (1967, № 3; 1969, № 7) отметил, что при развитии выносливости показатели периферического кровообращения могут иметь существенное значение при определении тренировочных средств, при этом наиболее ценными могут оказаться те из них, при которых создаются благоприятные условия не только для увеличения минутного объема крови, но и высокого уровня кровоснабжения работающих мышц. В. А. Щевелев и В. П. Шукаев (1975, № 4) подтверждают это, указывая на то, что степень тренированности велосипедистов характеризуется величиной артериального давления в нижних конечностях. С. М. Душанин с сотр. в статье «Гемодинамика в системе правый желудочек — легочная артерия у велосипедистов в состоянии покоя» (1974, № 6) отметил, что такие показатели, как давление легочной артерии, сосудистый тонус малого круга, ударная работа и мощность правого желудочка, находятся в пределах нормы, характерной для лиц, не занимающихся спортом.

В последние годы ведутся поиски по выявлению критериев специальной подготовленности велосипедистов: М. П. Иванова с сотр. (1973, № 12) — по изменениям электро- и рео-энцефалограмм; А. Б. Качеров (1974, № 5) — по функциональной трехминутной пробе на велоэргометре; Е. А. Кушниренко и Ю. И. Пустовалов (1974, № 7) — по изменениям экскреции кетосоединений с мочой; В. В. Васильева с сотр. (1975, № 1) — по показателям гемодинамики.

Одной из первых работ по технике педалирования была работа П. Д. Миронова «Педалирование в велосипедном спорте» (1946, № 8— 9), в которой на основе практического опыта разбирались главные вопросы техники. В исследовании Н. А. Берищтейна «Биодинамика стартовых движений» (1947, № 7) рассматривалась схема усилий между велосипедом и поверхностью опоры во время старта.

Большой вклад в изучение техники велосипедистов внес Л. В. Чхаидзе, который ответил на многие вопросы теории и практики, изучая технику педалирования не только велосипедистов нашей страны, но и некоторых зарубежных велосипедистов. С помощью электромиографических, динамографических и векторди-намографических характеристик он обосновал различные виды посадки (1968, № 7), вскрыл особенности спортивного педалирования (1959, № 4; 1960, № 6; 1961, № 4), разработал методику срочной информации (1964, № 6) и программированного обучения технике педалирования (1970, № 10). Исследованию различных сторон техники педалирования посвятили свои работы еще целый ряд авторов: М. Д. Азатян (1961, № 7), В. Г. Менчиков (1964, № 11), Р. А. Ахундов (1965, № 6) и др. Б. Н. Смирнов и В. М. Морчуков предложили методику для восприятия времени велосипедистам-шоссейникам (1963, № 5). В работе Р. М. Рагимова освещаются данные об эффективности различных режимов педалирования (1965, № 8). О переключениях передач говорится в статье В. В. Михайлова и Р. М. Рагимова (1966, № 11). Изучением техники педалирования в состоянии утомления занимался С. В. Ердаков (1972, № 8). В. Ф. Татаркин с сотр. (1974, № 4) и Н. И. Петров (1975, № 7) отмечают в своих работах, что для повышения эффективности совершенствования техники педалирования можно использовать езду с некруглыми ведущими звездочками.

Рассматривая вопросы методики тренировки в спринтерских гонках на треке, в первую очередь следует отметить работы И. В. Ипполитова (1941, № 6; 1951, № 3; 1952, № 2), где автор не только тщательно обосновал каждый этап круглогодичной тренировки спринтеров, но и делится опытом своей подготовки.

Исследование В. В. Кузнецова и Н. В. Басова (1969, № И) «Специальная скоростно-силовая подготовка велосипедистов-спринтеров» было посвящено одному из самых актуальных вопросов спринта — преодолению скоростного барьера. Авторы рекомендовали для этого сочетание методов синтетического (т. е. одновременного воспитания скоростных и силовых компонентов) и аналитического воздействия (т. е. избирательного воспитания скоростного или силового компонента)-. И. Н. Купцова изложила возможность использования отдельных показателей сенсомоторного реагирования для диагностики психологической подготовленности велосипедистов-спринтеров (1973, № 4, 8).

Особенности подготовки к индивидуальной и командной гонкам преследования приводятся в работах Д. П. Полякова (1959, № 8) и В. А. Бахвалова (1960, № 4), а велосипедистов-шоссейников — Л. М. Шелешнева (1959, № 7) и Н. Д. Синани (1963, № 6).

Обоснованию тренировочного процесса в подготовительном периоде посвящены исследования М. Д. Азатяна (1960, № 2), Л. И. Абросимовой и С. М. Минакова (1961, № 9), а в соревновательном — В. А. Бахвалова (1966, № 12), А. Д. Нижегородцева с сотр. (1970, № 7) и С. С. Семашко (1972, № 1). Причем, как указывает В. А. Кузнецов (1963, № 4), в каждом периоде подготовки внимание уделяется морально-волевой подготовке велосипедистов. Специфическим особенностям тренировки в южных районах страны посвящены работы Ю. П. Словохотова (1959, № 8) и Н. Д. Синани (1970, № 3).

В связи с особыми условиями проведения XIX Олимпийских игр в Мехико появились работы, связанные со среднегорьем (В. А. Бахвалов, 1967, № 2). Г. В. Мелленберг с сотр. (1970, № 3; 1972, № 8; 1973. № 7) установил, что тренировка велосипедистов в среднегорье вызывает перестройку физиологических систем организма, направленную на адаптацию комплекса факторов, связанных с особенностями постоянно действующей гипоксии. Прежде всего положительное влияние сказывается на аэробной функции. По данным ЧСС, максимальные сдвиги в сердечно-сосудистой системе отмечаются при нагрузке, составляющей 80—90% от величины нагрузки на равнине.

В последние годы с развитием телеметрии построение тренировочного процесса стало осуществляться в условиях программированного управления ЧСС (Ю. Г. Крылатых с сотр., 1970, № 8; В. М. Зациорский с сотр. 1975, № 1). При построении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать типологические особенности спортсмена. Этому вопросу посвящены статьи Н. Д. Синани (1965, № 8; 1968, № 8; 1971, № 3). Увеличение объема тренировочной работы потребовало изучения процессов восстановления нервно-мышечного аппарата (Д. А. Полищук, 1973, № 10). Теоретические и методические вопросы спортивного совершенствования в велосипедном спорте изложены в работах Н. Д. Синани (1972, № 8), С. В. Ердакова и А. Д. Нижегородцева (1973, № 7).

Проблемы тактики в велосипедном спорте представлены в работах И. В. Ипполитова (1952, № 5), А. А. Красникова (1964, № 5, 7; 1974, № 2), В. А. Бахвалова (1957, № 5), А. И. Федосеева (1965, № 2), Н. И. Лященко и Е. П. Боечина (1968, № 7). Обострение спортивной борьбы в соревнованиях потребовало того, чтобы в тактической подготовке велосипедистов-спринтеров учитывались психологические особенности. Эти вопросы освещены в работе В. М. Максимовой (1971, № 4).

Актуальной задачей современного спорта является повышение эффективности подготовки резервов. Обоснование тренировочного процесса юношей в подготовительном периоде было дано С. М. Минаковым (1968, № 1), а в соревновательном — Н. Д. Синани (1961, № 5). Проведению отбора в ДЮСШ юношей-велосипедистов посвящена работа В. Н. Попкова с сотр. (1970, № 10). Автор, исследуя антропометрические данные взрослых велосипедистов различной специализации и учащихся "ДЮСШ, установил, что занятия велосипедным спортом предъявляют высокие требования к общему уровню физического развития спортсменов. К занятиям велосипедным спортом должны привлекаться подростки, имеющие физическое развитие выше среднего уровня, характерного для данной возрастной группы. В работе В. П. Чурилова (1974, № 7) доказано, что ряд показателей физического развития, особенно те, которые отражают функцию внешнего дыхания, силовые способности и их соотношение с весом и ростом, могут служить ориентиром при отборе. Специализированную подготовку на велосипеде рекомендуется начинать в 14 лет, так как в этом возрасте происходит равномерный рост функциональных систем (Ю. К. Дравниек, 1972, № 7). Некоторые методы оценки состояния тренированности юных велосипедистов приводятся в работе Р. М. Баевского и Ю. В. Белецкого (1973, № 11). М. О. Джанджапанян и И. М. Хачатрян (1971, № 10) выяснили, что работа на велостанке под музыку более эффективна, чем без нее. Рост функциональных возможностей у юных велосипедистов происходит в основном за счет улучшения приспособляемости организма к высоким нагрузкам, поэтому преобладающими в тренировке юных велосипедистов должны быть средства ОФП, которые способствуют развитию аппарата дыхания, скоростных и силовых качеств (Ф. А. Иорданская с сотр., 1963, № 9).

Подводя итоги полувековой исследовательской работы по велосипедному спорту, отраженной на страницах журнала «Теория и практика физической культуры», необходимо отметить, что все они сыграли большую роль в развитии велосипедного спорта в нашей стране.

Источник: Велосипедный спорт.Ежегодник-М:ФиС,1976,с.65-67.

 

Главная страница

Оглавление раздела



Hosted by uCoz