Владислав Кетов. Путешествие по краю земли

Meeting place - Montreal_ Bi-weekly newspaper. Выпуск 28(70)

Поистине, Монреаль - город встреч.
Я столько лет рассказывала студентам и ученикам о кругосветных путешествиях Магеллана и Дрейка, o замечательных русских путешественниках Миклухо-Маклае и Пржевальском, о наших современниках - Хейердале и Уемуру. А сколько лет жизни прошло у экранов телевизоров с "Клубом кинопутешествий"! И вот передо мной настоящий путешественник. Бодрый. Энергичный. Его завораживающие рассказы переносят из одного уголка планеты в другой.
Знакомьтесь - Владислав Кетов. За плечами девять лет путешествий, более 200 тысяч километров, 90 стран мира... Свои путешествия он совершает на велосипеде. Он не любит, когда его называют велосипедистом. Он путешественник, а еще - художник. Его пронзительные портреты запечатлели прекрасных парижанок, висят в квартирах Кейптауна и Мадраса, Буэнос-Айреса и Сан-Франциско...
О Владиславе Кетове писала пресса всего мира. В его портфолио - газетные вырезки на десятках языках и, пожалуй, самая большая в мире коллекция фотографий указателей дорог.
- Владислав, когда вы отправились в это путешествие?
- 14 мая 1991 года.
- Так прямо сели и поехали?
- Нет, конечно.
- С чего все началось?
- В 33 года пришел в секцию велосипедного туризма. Некоторые журналисты прозвали меня велосипедистом. Мне это не нравится. Велосипедисты - это гонки, это серьезный спорт. Я же путешественник, художник. И велосипед выбрал как экологически чистый транспорт. Кроме того, я люблю велосипед. За 8 лет я объездил почти весь Союз, за исключением Средней Азии, - Саяны, Алтай, Карельский перешеек, Карпаты. По велотуризму у меня звание кандидата в мастера.
- А в каком возрасте вы отправились в путешествие?
- В 42 года. Кстати, велосипед мне помог решить мои проблемы со здоровьем. У меня был инфаркт. И после него я "серьезно сел на велосипед". Я считаю, что велосипед - один из самых лучших видов спорта для сердечников. Круговые движения ногами снимают нагрузку с сердца.
Так вот, первая моя поездка была из Ленинграда через Куйбышев в Свердловск. Теперь это Петербург, Самара, Екатеринбург...
Доехал я до Волги. Увидел, что могу! Тут стали вспоминаться самые крутые путешествия - Алена Бомбара через Атлантику, японца Наоми Уемуру, который погиб на Аляске. Вспомнил нашего Глеба Травина, который в 30-е годы объехал на велосипеде вдоль границ Советского Союза, в том числе вдоль северных границ. О нем сейчас почти забыли.
А ведь по тем временам это было фантастическое путешествие! Один из капитанов, что вел корабль в Северном Ледовитом океане был настолько изумлен, когда увидел человека, едущего навстречу во льдах на велосипеде! Во льдах на велосипеде!
Когда я вспомнил Глеба Травина, я загорелся путешествием. Но почему путешествие должно проходить вдоль забора, спросил я себя? Граница государственная - это забор. Одни люди ставят заборы. Другие гуляют вдоль него.
- И вы решили поехать, пересекая все границы?
Не совсем так. Мне вообще не нравится идея что-либо пересекать, например континенты, как это происходит во многих кругосветках. Мне пришла в голову более простая идея. А что будет, если я поеду вдоль моря. Море справа или море слева?
Слава богу, у меня с географией было хорошо. Я мысленно проследил эту картину. И чуть с велосипеда не упал. Оказывается, если двигаться вдоль берега, то можно обойти почти всю сушу кроме Австралии и Антарктиды, не пересекая океаны - один пролив и два канала. Но пролив - это не океан. Берингов пролив - это всего 90 километров, а посередине еще два острова - русский Большой Диомид и американский - Малый Диомид. Каналы - Суэцкий и Панамский - тоже не проблема.
Вся суша обходится! Береговая линия - это единственная линия, которую не надо даже рисовать. Естественный контур, знакомый нам еще по школьным картам.
Ведь все путешествия с чего начинаются? Каждый ломает голову, какой бы оригинальный маршрут ему изобрести. Думают годами. Никто ведь не хочет повторять другие путешествия. И каждый путешественник рисует на карте свою, как ему кажется, оригинальную линию маршрута.
Я же ничего не рисую. Я двигаюсь по той естественной линии, которая у всех перед глазами с детства и которую создала природа. Она единственная в мире, второй такой нет. Естественная граница между сушей и морем - реально существующая береговая линия. Посмотрите телевизионную заставку - контур континентов, и все ясно - речь идет о Земле.
Так вот этой единственной линией никто никогда не проходил!
- Все гениальное просто!?
- Все гениальное просто! Согласен с вами. Точнее говорили древние: "Труднее всего придумать простую вещь".
- Итак, линия маршрута созрела, и вы поехали? А как с идеей самого путешествия. Одни стремились быть первыми на полюсах, другие на высочайших вершинах мира, третьи покоряли непроходимые пустыни... А что хотели покорить вы?
- Я ничего не хотел покорять или доказывать. Я это не люблю. Я хотел показать, именно показать людям, что мир прекрасен без границ!
- Однако первая же граница вас остановила?
- Вот именно. Я застрял уже в Польше на три месяца, на все лето. Германия не хотела меня впускать, пришлось ждать визы. Кстати, на получение виз у меня ушло почти половина времени. Я шесть раз обращался по поводу визы в Китай. Один раз на уровне МИДа. Отказали даже МИДу! Хотя к тому времени у меня уже были за плечами Европа, Африка, Западная и Южная Азия.
- Так как же вы оказались в Китае? Нелегально пересекли границу или женились на китаянке?
- Ну, так вам все и расскажи... Маленькая тайна. Мне помог один бизнесмен, кстати, из восточных немцев. В целом же, поразительно, сколько ушло сил, времени, нервов на получение бумажек, которых во многих странах даже и не спрашивают. Обидно. Для чего служит граница? Прежде всего, чтобы ее не пересекали всякие криминальные элементы. Так вот, криминальные элементы ее пересекают! Спокойно и свободно. А простому путешественнику это стоит многих проблем!
-А можно границу пересечь без визы? И вообще, всюду ли границы существуют реально? Например, в Африке?
- И не только в Африке. В Европе вы можете спокойно их пересекать. Например, я двигался из Германии в Голландию. Граница проходит по каналу. Там сам бог велел границу обустроить.
- Вышки, проволока, контрольная полоса, КПП?..
- Вот именно. Сам был пограничником, помню. Ничего этого нет и в помине. Вижу - через канал по мостику пошла дорожка. Соображаю, что перехожу границу. Так вот, единственный запрещающий знак там был, что нельзя ехать на велосипеде, что это дорожка для пешеходов. Я, естественно, спешился, перешел на другую сторону и потом только в небольшом магазинчике по деньгам понял, что нахожусь уже в Голландии.
- Так зачем же вы получали визы, если все так просто?
- Ну, не совсем так - один раз перейдешь, второй раз проверят. Я человек законопослушный. И потом - у меня большой проект. Я проехал 90 стран, в некоторые въезжал несколько раз. Стоило бы один раз попасться за незаконное пересечение границы - и тебе навсегда все страны откажут в получении виз. Более того, когда у меня не проверяли паспорт, я сам искал пограничников и просил поставить штамп. Вначале удивлялись. Потом, когда видели советский, а теперь российский паспорт, улыбались. Все понятно...
- Как я понимаю, у вас приличная коллекция виз в паспорте?
- У меня 8 паспортов, последний - российский.
- А как дипломаты? Помогают вам?
- Первое желание, которое у них возникает, это поскорее отправить меня с подопечной территории - как бы чего не случилось. Они уверяют, что их страна представляет опасность для одинокого путешественника. Предлагают тут же билет на самолет в следующую по моему маршруту страну. Хотя многие оказывали мне большую поддержку, не могу обижаться.
- Владислав, журналисты любят статистику: сколько сменили велосипедов, сносили шин, пар башмаков? Не хотите ли рекламировать фирму-изготовитель вашего велосипеда?
- Я предпочитаю говорить о том, что, как мне кажется, нужно людям. Однако, хотите статистику, пожалуйста: шин не считал, больше сотни. Задних ободов сменил больше двадцати. Последнее колесо пришлось менять за два дня до прибытия в Монреаль. 132000 километров - на электронном счетчике, которых сменил четыре. От Ванкувера вокруг Южной Америки до Монреаля - 51 тысяча километров.
А вот по поводу рекламы фирмы-изготовителя... Так ее нет. Я сам собираю велосипеды. Я в Ванкувер прилетел налегке. Нашел старую раму. Старая рама лучше, надежнее. Подобрал все остальные нужные мне части и собрал велосипед, такой, какой мне нужен.
- У вас интересный тент над велосипедом.
- Это тент от солнца для пустынь. Мое изобретение - очень удачная конструкция. Еще в Италии я попал под палящее солнце, когда не спасали никакие кепочки. Эта конструкция с падающей тенью очень удачная. В Эфиопии, в Анголе местные очень удивлялись, когда после обеда я выезжал из пустыни.
- Так вам надо было продатьть ваше изобретение, нашлись бы деньги на дорогу.
- Местные на велосипедах по пустыне не ездят. Предпочитают верблюдов. А это - уже другая конструкция... (Смеётся)
- Кстати, коль мы заговорили о пустынях, что вы лучше переносите: жару или холод? Вы ведь коренной уралец.
- Признаюсь сразу, я побаивался пустынь. Не боялся холода. Но когда я проехал несколько пустынь - их в моем послужном списке сейчас восемь, - я понял основные правила поведения. В первый же день стало ясно, как в пустыне прокладываются дороги. Их там, собственно, нет. А есть направления. Почему в пустыне невозможна дорога? Если две или три машины проедут след в след, то образуется нечто подобное стиральной доске. Я поехал по одной такой дороге. После нескольких подскоков понял, что надо прокладывать свою колею. В пустыне каждый едет по своей колее. В первый момент я был ошарашен. Въезжаешь в пустыню - веер следов. Люди теряются. А нужно ехать своей колеей в нужном направлении.
- А вы встречали путешественников, подобных вам?
- Подобных мне? (Мы оба смеемся). Конечно, встречал. Людей, путешествующих по разным странам, не так уж и мало. В Мавритании в пустыне ехал дня два с двумя молодыми немцами. Отстали, не выдержали моего темпа. А, кстати, за два дня до приезда в Монреаль я встретил Мартина, парнишку из Квебека, который проехал всю Россию от Москвы до Магадана в лютые сибирские морозы. (Репортаж об этом путешественнике мы готовим в один из ближайших номеров - И. Л.).
Встречал и пешеходов. В одной из африканских стран встретил милую девушку, в голубом платьице, легких кедах. За пояском - небольшая фляжка. О ней идет слава как о путешественнице, пересекающей пешком в одиночку континенты. По поводу того, что пешком, я не возражаю. А вот в одиночку?.. Знаете, за ней ехал приличный грузовичок с двумя головорезами. В грузовичке, понятно, все есть. Вот как надо путешествовать! А у меня временами - ни еды, ни воды...
- А как вы питаетесь?
- Ответ один - все проблемы решаются в зависимости от конкретной ситуации.
- У вас есть что-то типа специального пайка космонавта?
- Увы, нет.
- А витамины?
- Да, еще в Германии я понял, что витамины употреблять надо. И я всегда везу поливитамины, когда нет возможности есть фрукты и овощи.
Что касается калорийной теории - все это ерунда. Если бы это было правдой, то я должен был высохнуть еще к концу первой недели в Западной Европе. После того, как меня задержали в Польше, все, что я там заработал, я выслал жене. Я ехал на чае и хлебе, а проезжал по 100 километров в день. Я был в прекрасной форме. Сухой боевой вес, как в армии - 74,5 кг. Ниже опускаться было нельзя, тогда бы я действительно высох.
- Итак, с питанием все ясно.
- А вот и не ясно. Повторяю - в зависимости от конкретной ситуации. Вариант первый: денег нет. Я питаюсь одним способом. Вариант второй: деньги есть, но вокруг пустыня. Я тогда питаюсь другим способом. И вариант третий: и деньги есть, и вокруг населенные пункты. Тогда я питаюсь третьим способом.
- То есть идете в самый шикарный ресторан?
- Никогда. У меня вообще нет привычки посещать рестораны. Я бедный русский художник. Есть в ресторанах, сидеть в барах - это не наша традиция. Мы всегда по-русски, дома на кухне - с чашкой чая и разговором по душам. А в баре - какое там по душам.
Я бывал, конечно, и в шикарных ресторанах, когда приглашали. Например, Венецианский клуб велотуристов устроил в мою честь прием. Подарили зеленую фирменную рубашку. Был прием во Вьетнаме в ресторане, где меня угощали странным напитком - из ласточкиного гнезда. Белое ласточкино гнездо. На вкус приятно.
У меня есть свой рацион. В ходовые дни я выпиваю до литра молока. Я люблю молоко.
- Какое? Из-под коровки? А в Африке какие коровы?
- Я не спрашиваю. Молоко и молоко. Что касается Африки, наши представления о ней вообще неверны. Нам в России до Африки еще "свистеть и свистеть". Вот, например, я еду по Мавритании. Пустыня. Дыра жуткая. А вот и деревушка, в ней лавочка. Захожу. Так вот в ней, в этой Богом забытой лавочке, есть минимальный набор продуктов. В нашей же стране, поверьте, я поездил очень много, часто этой лавочки просто нет.
Вот когда у нас будет в каждом населенном пункте лавка с минимальным набором продуктов, то я буду говорить: "Да, ребята, Африку мы уже догнали!" А до того надувать щеки и делать вид, что мы такие великие, не стоит. Скромнее надо быть!
- Вы придумали очень хороший показатель уровня жизни в стране - наличие магазина и минимального набора продуктов на каждой отдельно взятой территории.
- Да-да, вот именно, а дальше можно говорить об уровне образования, квадратных метрах жилья...
- Значит, по этому показателю мы в Канаде действительно хорошо живем. Кстати, а как вам Канада?
- Очень понравилась. Я въехал в Ванкувер, провел там три недели. Потом уехал в США. А сейчас, двигаясь в обратную сторону из Америки, проехал по Нью-Брансуику, Новой Шотландии, Квебеку. Красивая страна, хорошая. Похожа на Россию, но все чуточку лучше.
- А какая страна самая красивая?
- Это один из самых распространенных дурацких журналистских вопросов. Ну, конечно, я отвечаю то, что от меня ожидают - что их страна самая красивая. Я проехал 90 стран и увидел, что нет народа на земле, который бы не считал себя не просто великим, а самым великим! И это понятно. Где-то и простительно. Но это - опасная штука. Это мешает нормальному развитию людей, человечества в целом. Мешает осознанию своей задачи - сохранить себя, сохранить жизнь на земле и вынести ее в космос. Ведь планета невечна. И наша задача: не гадить вокруг себя, а сохранить жизнь и распространять ее дальше.
- Вопрос был дурацкий, а ответ-то оказался интересный.
- Да, пришлось мне вас выручать. Так вот, нет стран хуже или лучше. Я могу говорить, что Мир прекрасен, он гармоничен. И не нужны ему никакие заборы, никакая политика. Знаете, что было для меня самым поразительным? Чем беднее страна, тем ожесточеннее в ней идут политические выборы. В Бенгалии, в беднейшем регионе мира, народ голодает. А на каждом дереве - яркий плакат с призывом голосовать за кого-то...
- Владислав, вернемся к географии. Я тоже не очень люблю политику. Видели вы какие-нибудь необычные природные явления? Вы все-таки ехали по береговой линии. Может, штормы вас потрепали. Цунами?
- Опять вам "жареных" фактов захотелось? Нет, в шторм не попадал, под цунами тоже. Хотя указатели в Южной Америке - куда бежать в случае с цунами - видел. В Патагонии - это слово знакомо нам всем с детства, со знаменитых жюль-верновских "Детей капитана Гранта" - я попал под ураганный ветер. Эта узкая часть континента, как я понял, настолько продувается океанскими ветрами, что тебя просто сносит. Временами, хотя я отчаянно крутил педали, моя скорость была всего лишь семь километров в час. Часто приходилось слезать с велосипеда и толкать его, что есть силы, перед собой.
А вот еще вспомнил. Это было в Бангладеш, как раз 14 мая, в день моей пятой годовщины путешествия. Я находился в государственном консульстве России, в Читагонге. Мы сидели втроем в холле - генконсул, его супруга, я - и беседовали... Вдруг начинается град. Видим, как все скрылось за белой завесой, падают срезанные ветки с деревьев. Через 15 минут все закончилось. Мы вышли на улицу и просто обомлели. Оказывается, градины падали с такой скоростью, что мы просто не видели их размеров. Они казались нам с голубиное яйцо. А неразбившиеся градины на зеленой траве газона оказались размером с яблоко! По стране были жертвы, погибли посевы...
На этом наша беседа с Владиславом Кетовым не закончилась. Думаем, что мы сможем опубликовать продолжение. А к нашим читателям просьба. Владислав путешествует на те средства, которые заработает сам. Он - профессиональный художник-график, портретист. Рисовал в Польше и во Франции, в Южной Африке и Индии. Если вам не понравится портрет (что маловероятно), художник оставит его себе. Графический портрет Владислав выполняет за 20-25 минут, цветной (пастель) - за 45-50 минут.
Монреальцы всегда отличались отзывчивостью. Вспомните, мы писали о том, как отправляли в дальний путь путешественника Джорджа Бэка (см. МВ № 46). Может, среди наших бизнесменов найдутся спонсоры?! Владиславу остался самый трудный маршрут его необычной кругосветки - северное побережье Канады и России...

Ирина Лапина

Источник статьи



Hosted by uCoz