ПРАВИЛЬНОЕ ПЕДАЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ КОЛЕНЕЙ

Алексей Маркс, Екатеринбург

Дорогие друзья!

Когда-то на этом месте были бодро-радостные страницы, посвященные веломарафонам (за 2002 и 2003 годы). На этих страницах было весело: веломарафоны - это круто, это просто безобидные длительные веселые прогулки...

Но жизнь обернулась несколько иначе. По заключению официальной медицины - я вследствие марафонов лишился здоровья навсегда (но - не теряю надежды вылечиться). И в этом я не одинок, к превеликому сожалению.

Почему же так получилось? В частности - потому, что мне никто не сказал о возможных последствиях веломарафонов, о том, что значат те или иные симптомы, и о многом другом. Конечно, моя доля вины в происшедшем велика, и я не снимаю ее с себя, но все же - если бы знать о вероятных последствиях марафонов, все было бы иначе. Уверен, что в мире есть немало неопытных и азартных ребят вроде меня. Вот для них - и написан этот материал. Чтобы у людей не создавалось одностороннего впечатления об веломарафонах.

Подтолкнула меня к тому случайно залетевшая ко мне переписка Василия Клеина с Андреем Ханолайненом (руководителем велоклуба "Балтийская Звезда" - но эти письма увидят далеко не все. Сайт же - может увидеть каждый.

Дело, по большому счету, вот в чем. Любой спорт имеет свои профессиональные заболевания. У велоспорта - это, в частности, травмы коленных (и, в несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени велосипедиста испытывают длительную и неестественную (с точки зрения физиологии человека) нагрузку. В случае, если это воздействие на колени не очень продолжительно, и чередуется с достаточным отдыхом - оно не ведет к проблемам. Но длительные марафоны - это время работы суставов на износ без восстановительного периода (количественные изменения приводят к качественному скачку). Именно поэтому - веломарафоны не совместимы со здоровым образом жизни, как сказал Вячеслав Шаламов из Первоуральска. И мне хочется предостеречь об этом всех людей, которые участвуют или планируют начать участвовать в веломарафонах. Веломарафоны - это не просто "длительные прогулки", как это понимается под словом "бревет". Веломарафоны - это жестокий и травматичный спорт. С той лишь разницей, что спортсменам платят деньги, а тут ты уродуешься сам (и гробишь технику, но это уже мелочи по сравнению со здоровьем) - за бесплатно.

После публикации этого материала люди задавали мне недоуменные вопросы - а ты что, не чувствовал, что у тебя с коленями "что-то не то", когда ехал, преодолевая боль на протяжении тысяч километров? Конечно, чувствовал. Маленький экскурс в теорию.

Советский разведчик Виктор Суворов в своей книге "Аквариум", хотя сам он, насколько я понимаю, не является спортсменом, очень четко и доходчиво выразил суть дела. Для роста в любом виде спорта нужно выполнение двух условий. Условие первое - регулярность тренировок. Однако, если ты каждый день будешь поднимать утюг по одному разу каждой рукой, мышцы у тебя не вырастут. Выносливость (силовая выносливость, скоростная выносливость, функциональная мощь) - останется на прежнем уровне. Для того, чтобы двигаться куда-то, необходимо выполнение второго условия - каждая тренировка должна быть попыткой побить свой вчерашний рекорд. Конец тренировки превращается в испытание воли, потому что человеку больно (в основном болят мышцы, но и суставам перепадает). И вот только в этом случае происходит рост спортивных показателей. Это, конечно, во многом преувеличено, но суть дела указана верно. Иного пути в спорте - нет. А веломарафоны - это, несомненно, спорт. От бега трусцой никто еще спортсменом не становился. Моя мама, в свое время входившая в сборную России по лыжным гонкам, рассказывала мне много чего. Например, у многих лыжниц, особенно в эстафетных гонках, напряжение достигало таких пределов, что сквозь поры кожи выступали капельки крови (особенно на щеках). Кровь из носа, от повышающегося давления, - норма. Понятно, что человек в это время не чувствует себя комфортно. Но последствий таких перегрузок конкретно у нее сейчас нет (и не было), лыжи - это не велосипед, травматизм суставов и мышц там намного меньше.

Поэтому, по крайней мере мне, ясно: спорт и боль - неразделимы. Это не значит, что спорт стОит того. Боль же, в свою очередь, означает травмы. И вот тут мы подходим к ответу на вопрос - а почему же я себя так по-дурацки вел (упорно ехал, даже если больно?). Дело в том, что из необратимых травм у меня была, пожалуй, только начинающееся расслоение сетчатки глазного дна (от резких перемещений головы и корпуса во время занятий у-шу и боксом). Когда мне сказали про это дело, и предупредили: "парень, лучше не надо", я с тех пор ни разу не вышел на ринг и на татами. Остальные же травмы - да, больно было, но все, рано или поздно, заживало. И теперь я не вспоминаю о порванных мышцах и сухожилиях, сломанных пальцах, отбитых внутренних органах. Это все прошло, ибо эти травмы, по большому счету, обратимы, и долго мне не досаждали. Были у меня и боли в суставах (начались они на веломарафонах). Но после сезона 2002 года, когда я прошел (без учета тренировок) 2500 км одних зачетных марафонов (200 - 300 - 400 - 600 - 1000 км с разрывом в 10-12 дней), суставы сильно болели, но с окончанием марафонского сезона колени прошли за несколько недель, всю зиму на байке я месил сугробы и о них не вспоминал. В 2003 году я тоже думал - поболит, и перестанет, как всегда раньше было. Если бы тогда, в разговорах со своими старшими товарищами, я хоть раз услышал слово "НЕОБРАТИМОСТЬ", я никогда больше не вышел бы на старт марафона. Если раньше мне ума хватало оставить вид спорта, ведущий к инвалидности, то сейчас - и подавно хватило бы. Но такого слова я не услышал. По крайней мере, не помню...

Даже, скорее, наоборот. После сезона квалификационных марафонов 2003 года, когда всем, читавшим мои рассказы, уже было ясно, что колени приказали долго жить - некоторые марафонцы уговаривали меня ехать в Париж, на марафон 1200 км. Один из них считал, что боль в суставах через пару месяцев если не пройдет, то по крайней мере ослабнет. Даже после того, как они вернулись из Парижа, а я в это время сходил в поход (в котором окончательно стало понятно, что я стал инвалидом) - другой из моих товарищей написал мне, что я "зря не поехал". Как я понимаю, люди просто не знали о том, что такое деформирующий артроз, и с чем его едят (симптомы, причины и пр.). Несмотря на то, что это - лучшие веломарафонцы России. Правда, впоследствии выяснилось (из серии статей на клубном сайте, последовавших после публикации "Русской рулетки", что в клубе есть люди, которые неплохо знают, что такое проблемы с суставами. Просто эти люди почему-то молчали, когда было еше не поздно... Что ж, тем нужнее для людей мой материал. Я - не буду молчать, если мои слова могут сохранить здоровье хотя бы одному человеку. Ведь для кого-то - еще не поздно!

Плюс к тому - были у меня проблемы с суставами в свое время. Правильным дыханием, в числе прочего, я избавился от этой проблемы (хотя есть что вспомнить!). И, в частности, этот немалый успех обусловил мою подспудную уверенность в том, что все проблемы с суставами - обратимы. Однако это не так. Суставы я пытаюсь и буду пытаться восстановить, но даже если мне удастся сделать это, могу сказать одно - это крайне трудно. Если вообще возможно...

Я предупреждаю всех желающих принять участие в веломарафонах! Веломарафоны не имееют ничего общего со здоровым образом жизни. Веломарафоны - это жестокий и травматичный спорт, а не "безобидные длинные прогулки", как это рекламируется веломарафонскими клубами. И, с большой долей вероятности - веломарафоны могут навсегда изуродовать Ваши суставы!

Интересный аспект. Веломарафон, как мне думается, может пройти без последствий только для регулярно тренирующегося (причем под контролем специалистов) человека. К тому же обладающего очень хорошим здоровьем. Но рассчитан-то веломарафон именно на любителей! На тех, у кого нет времени на регулярные тренировки, на людей, у которых работа (требующая много времени) и семья (которой тоже нельзя не уделять немалое время). Если человек проезжает каждый день 20-30 км (на бОльшее времени не хватает), нагрузка по 400-500 км несколько дней подряд - это шок для суставов. Даже у профессионалов - гонок выше 200 км, насколько я знаю, не существует. А марафоны с 200 только начинаются... Причем - я могу начать квалификационные марафоны с 600 км (пропустив все предыдущие), и меня не спросят - а ты вообще-то тренировался нынче? Повод задуматься: имеем нагрузки, достойные профессионалов, при явно недостаточной подготовке (у любителей подготовка достаточной быть просто не может) и полном отсутствии тренерского контроля. Личный контроль тренера (специалиста) в спорте - весьма важен, ибо по книжкам (или в Интернете) еще никто ничему путному не научился. Можно научиться разве что в шахматы играть. Но не ездить марафоны...

Рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г.Асбест: "Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия - 6 дней в неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200-300-400 раз, смотря по готовности спортсмена. Очень важную роль играет правильность установки контактных педалей. Поставил криво - сустав работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за несколько тренировок. Сначала ставили по рисунку в книжке "Гоночные велосипеды", сейчас натренировались, на глаз. Кроме того, сопровождая группу в машине, сзади наблюдаю, там видно, если шипы неправильно стоят." Алексей Никандров - пример того, как забота тренера сохраняет здоровье подопечным. В то же время, есть спортивные секции, где первые стадии деформирующего артроза можно видеть у 14-летних мальчишек и девчонок. Это примеры совсем другого отношения тренера к подопечным. IMHO, место таким тренерам - за решеткой...

Надеюсь, "Урал-Марафон" со временем будет похож на велошколу под руководством А. Никандрова. А пока, к сожалению, все не так... Собрались, поздоровались, стартовали - и катись, как знаешь. Или - как не знаешь... Угробил колени - твои проблемы, отойди, не мешай работать.


 

Письмо Василия Клеина (Екатеринбург) Андрею Ханолайнену (Санкт-Петербург)

Братцы мои!

Техника - это важно. Настрой - это важно.

Но елки-палки, кто-нибудть из вас считал статистику, сколько народу от незнания угробило себе колени на веломарафонах или просто длинных для данного индивидуума покатушках?! И - навсегда!

Что происходит, когда чайник, вчера купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в один из них? Физическая подготовка - ладно, устал - отдохнет, но - незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи - и все, у человека на всю жизнь травмированы суставы. Почему никто из вас не говорит и не предупреждает новичка об этой опасности?

Если вы об этом знаете и не говорите новенькому новообращенному - вы преступление совершаете. Если вы не знаете - вы, ребята - любители, чечако, признайте это и так и говорите - сами делаем на свой страх и риск, ничего не зная и тебе, новичок, советуем, но ты нам сильно не доверяй.

С неуважением к вашему неуместному и неосторожному энтузиазму.

Василий Клеин, Екатеринбург.



Ответ Андрея Ханолайнена Василию Клеину

"Stop judging, so that you may not be judged. By the standards with which you judge others, you will be judged, and the measure with which you measure will be used for you."
MATTHEW - 7th Chapter (Holy Bible)

Дорогой Василий!

С глубоким интересом прочел твои тезисы о губительности неправильно распределенных по степени интенсивности нагрузок на бреветах и супервеломарафонах. Надеюсь, что у тебя имеется огромный практический опыт преподавательской работы на кафедре велоспорта или годы работы в физкультурном диспансере. Также искренне надеюсь, что пообщавшись более пространно со всеми по России организаторами бреветов и побывав в гостях во всех клубах любителей длительных велосипедных рейдов, ты теперь имеешь моральное право судить...
В любом случае приглашаю тебя к нам - в г.Св.Петра!

И убедительно прошу НЕ СПЕШИТЬ с выводами. Это мешает нам создавать в своей жизни что-то новое и не имеющее аналогов. Мешает быть счастливыми и радоваться жизни. Вопрос вкатывания новичков очень актуален для всех российских велоклубов. К счастью для нашего клуба вновь прибывшие к нам оказались здравомыслящими людьми и плавно проходили через процесс вкатывания и привыкания к нагрузкам.

Приезжай и все увидишь и прочувствуешь сам, на месте.

Всех благ и попутного ветра,

Андрей Ханнолайнен, велоклуб "Балтийская Звезда".



Ответ Василия Клеина Андрею Ханолайнену

Андрей, добрый день.

Мой протестующий вопль по поводу новичков в веломарафонах связан с недостатком на мой взгляд осторожности в привлечении новичков к специфическим совершенно нагрузкам в веломарафоне.

Итак, что происходит. Приходит новичок-велосипедист с горящими глазами, готовый положить свой вел и себя на алтарь велоидеи, со всем пылом-жаром видит кучу энтузиастов, новый мир (вело), новые люди (все мы братья...), да и вот нравится ему веломарафон. Хорошо. Наш новичок не медик, не экстрасенс, просто человек. Ему дают пару советов, как ехать в группе, как часто педалировать, пару раз он скатается с группой и в одиночку, с другом, с собакой... Все хорошо. Вот наступает Первый для него Веломарафон. Рядом с ним крутые перцы на невообразимых велах, у них всякие прибамбасы, мелькают в разговорах названия заграничных городов... И вот старт. Все инструкции про беречь себя - забыты. Адреналин, азарт гонки, средняя скорость 32-34...

Ладно, если сотня. А если двести? Хрустят колени, трещит поясница, шею ломит, а воля и спортивный азарт все гонят и гонят сырого и неподготовленного ни физически, ни психологически человека вперед, к лекарствам, медикам и к пониманию, что марафон-то один, два, а колено - на всю жизнь оставшуюся.

Это - эмоции.

Я не медик. Я не тренер. Я не изучал методики тренировок. Это, наверное, плохо, но я в ответе только за свою судьбу и за свое личное колено. Но вы-то, кто ведет по России эту тему - веломарафонов, вы-то, кто дает советы лично и по Интернету как опытные веломарафонский зубры, должны про эти дела честно предупреждать, а если человек катается рядом с вами, так еще и примитивную методу тренировок на суставы давать, если знаете. Я интересовался у Вали Никитина, в прошлом шоссейника, как обстояли дела у гонщиков, когда он занимался. Что было - тренировки - 6 дней в неделю, со всеми разминками и ОФП. Строгий контроль тренера за индивидуальным километражом, дозированные нагрузки. Строгий периодический контроль в спортивном диспансере. Витамины. Про сауну не спросил, но она должна была быть. То есть люди годами были под наблюдением опытного велодядьки. Как выезжают наши новички - сами знаете.

Мой личный опыт таков - как уже говорил, купил велосипед в 1987 году. Хотелось испытать себя, наставников не было. Сдуру поехал к маме за 250 км. За первые 150 км, пока доехал до ночевки, спалил себе левое колено, на следующий день ехал 100 км на одной ноге. Через месяц только смог сесть в седло. С той поры проездил довольно много походов, проехал первые марафоны, которые у нас в Екатеринбурге организовывались, 100, 200, 300 км, потом перестал - на 300-ке колено почувствовал очень существенно, да и интерес пропал.

Год назад, во время зимнего выезда с ночевкой на озеро Аракуль, сходил через озеро на разведку (2,5 км в одну сторону) и потом с группой еще раз. По насту. С той поры колено чувствую весь год. Как говорят знающие люди, это навсегда.

В Екатеринбурге, кого я знаю, я могу назвать как минимум еще четверых, у кого эти проблемы были и есть. Это люди которые в седле по нескольку лет, то есть даже не новички. Поехали в марафон, появились проблемы. Ладно, у кого хватило осторожности, почувствовав боль, вовремя остановиться. Чаще-то бывает, что чувства самосохранения не хватает.

Предложения:
1. Необходимо найти методику тренировок на суставы, шейный и поясничный отделы и выставить ее в И-нете, ресурсов достаточно.
2. Дать консультации опытного тренера по подготовкам именно к марафонским дистанциям. Выставить там же.
3. Честно предупредить новичков об опасностях, связанных с прохождением таких нагрузок, а если они занимаются в одним клубе с вами - проследить объем тренировочных нагрузок и опять именно не на мышцы, а на суставы. Вкатывания к сезону недостаточно, мышцы крепнут значительно быстрее суставов и связок.
4. Изучить вопрос по страхованию таких ситуаций. Думаю, что это маловероятно, но изучить надо.

Андрей. Я не знаю, как поставлена работа у вас в клубе. Я вижу, как обстоят дела у нас в Екатеринбурге. Кроме того, волей случая оказался подключен к вашему обмену мнениями в И-нете. И меня зацепило, что на вопрос новичка - как стать веломарафонцем, идут советы, куда приехать, какая техника нужна и ни слова о технике безопасности для тела. А ведь плачевные примеры - вон они, у меня на глазах, кто-то ездит, а кто-то только ходит.

С уважением. Василий Клеин.



Мой ответ Андрею Ханолайнену (и не только...)

Андрей!

Во первых строках своего письма хочу сказать, что полностью согласен с вышеприведенными письмами Василия Клеина. Позволь прокомментировать твое письмо. Кстати, почему у тебя эпиграф - цитата из Библии на английском языке? Что, по-русски цитировать Слово Бога уже стало признаком плохого тона? Или образованность выпирает? Почему же тогда не на древнеарамейском или греческом - ведь Библия первоначально писалась на этих языках?

Надеюсь, что у тебя имеется огромный практический опыт преподавательской работы на кафедре велоспорта или годы работы в физкультурном диспансере. А, собственно, почему он должен быть? Чтобы собрать статистику, приведенную им в письме, не нужно "годов работы в диспансере". И этой, далеко не полной, статистики достаточно, чтобы крепко задуматься. К слову - его мысли точно соответствуют тому, что мне сообщили в нашем физкультурном диспансере... Так что можно считать - есть такой опыт. Я интересовался статистикой, и подтверждаю все сказанное Василием.

Иметь мало-мальские знания в области медицины, на мой взгляд, ОБЯЗАНО руководство велоклуба - организатора бревета. Участники же - могут и должны опираться на знания и опыт лидеров (хотя, конечно, неплохо и свои знания иметь). Если таковых знаний, в силу различных причин, руководители клуба не имеют - хорошо бы пригласить специалиста со стороны. Как минимум, надо организовать хотя бы несколько лекций о том, как сохранить здоровье, участвуя в марафоне. И что значат те или иные симптомы. А руководитель веломарафонского клуба узнал, что такое деформирующий артроз, уже из моих рассказов. Если же ни один из этих вариантов неприемлим (учиться лень, а врача-специалиста нанять - денег нет, предположим), то, по моему скромному мнению, напрашивается третий, он же и последний, выход - самораспуститься. Организация, калечащая людей, IMHO, не имеет права на существование. В туризме (к коему относят себя французы - начинатели веломарафонов), руководители походов несут уголовную ответственность за состояние участников. Если руководитель похода видит, что у участника могут возникнуть проблемы во время похода - руководитель должен запретить человеку участие в мероприятии. Или, если же руководитель разрешил участие в походе, то нести полную ответственность за человека. Даже если потенциальный участник очень хочет участвовать. Молодежь может многого не понимать, быть азартной, увлекающейся и т.д. Руководителем похода назначается не абы кто, а знающий и опытный человек, повидавший многое и имеющий опыт разных ситуаций. Он должен предвидеть все последствия, поскольку он уже не новичок. Такая система существует уже давно, она проверена жизнью, и кажется мне разумной. Потому-то я и доверял руководству клубом. Но для веломарафонских клубов выбрана другая система - руководитель не отвечает вообще ни за что. Он может не иметь элементарных знаний. Наблюдать, как у членов клуба, одного за другим, начинаются и увеличиваются проблемы со здоровьем. И при этом спать спокойно...

Предупреждаю вас, друзья, еще раз: веломарафоны, (как времяпровождение, несовместимое со здоровым образом жизни - по точному определению Вячеслава Шаламова) - с немалой долей вероятности, навсегда угробят ваши суставы!!! Многие изменения в суставах, вызываемые длительной нагрузкой без восстановительного периода - либо вообще необратимы, либо поддаются лечению с огромным трудом! Будьте осторожны! Много нас уже на обочине жизни, некогда молодых и сильных. Конечно, может быть, этого и не случится, или случится не сразу. Например, ездят же Харис Сахипов, Сергей Баранов, Володя Семенов - и вроде ничего! Для примера посмотрите любой бой за звание чемпиона мира по боксу среди тяжеловесов. Там люди пропускают за бой порядка 200-250 ударов, любой из которых, дорогой читатель, отправил бы тебя на полгода в больницу (меня бы - точно). Если не на кладбище. А вот им - как бы и ничего! Но таких чемпионов - единицы. Вы уверены, что попадете в число таких, как они, и веломарафоны пройдут для Вас без последствий?

Хотите рискнуть своими суставами, поиграть с перспективой провести старость в инвалидной коляске? Я вам не советую! Веломарафоны - того не стоят. Равноценна ли медалька с надписью "1000 км" - костылям?

Также искренне надеюсь, что пообщавшись более пространно со всеми по России организаторами бреветов и побывав в гостях во всех клубах любителей длительных велосипедных рейдов, ты теперь имеешь моральное право судить... В 2002-2003 году екатеринбургский "Урал-марафон" был, несомненно, самым активным веломарафонским клубом России ("Балтийская Звезда" и рядом не стояла). Как говорится - уж лучше вы к нам, добро пожаловать за опытом!

Потом, судят - в суде. Там же и выносят приговоры. За ними, кстати, следует исполнение приговоров. Василий же просто скромно высказал некоторые выводы из того, что видит собственными глазами и понимает своим умом. С разумом у него все в порядке, я свидетель тому. По крайней мере, у него хватило ума оставить марафоны намного раньше, чем это сделал я.

И убедительно прошу НЕ СПЕШИТЬ с выводами. Это мешает нам создавать в своей жизни что-то новое и не имеющее аналогов. Мешает быть счастливыми и радоваться жизни. Артроз в моей жизни до веломарафонов - "аналогов не имел". А вот быть "счастливым и радоваться жизни" - мне сейчас весьма проблематично. Когда каждый шаг отдается болью в суставах - как-то не сильно получается "чувствовать себя счастливым", если тебе всего 31 год. Когда боль в коленях будит по нескольку раз за ночь - поутру не тянет "радоваться жизни"... Велосипеды всю зиму пылятся в углу. И не очень понятно, как жить дальше.

Мне хотелось бы, чтобы кто-то из молодежи задумался, и, может быть, не вышел на старт веломарафона. Пока со стороны велоклуба не будет строгого контроля за физическим состоянием участников, консультаций специалистов по суставам и мышцам, контроля за процессом тренировок - это риск выше допустимого. Ведь речь идет о самом ценном - о здоровье! Если его не станет - все другое уже не в радость...

Все мы подписали перед стартом бумажки о том, что за все, что с нами случится, отвечаем только мы сами (как сказал на это Алексей Иванов, "взрослого сознательного человека такая бумажка уже должна была предостеречь...". Я понимаю, что привлекать руководителя клуба к ответственности за то, что участника сбила машина - неправильно, руководитель ничего не мог изменить, это форс-мажор. Но проблемы типа артроза - можно и нужно предотвратить. Они начинаются так, что это заметно многим. Очень хотелось бы, чтобы я был последней жертвой веломарафонов...

Руководство веломарафонского клуба делает немало. Руководитель обеспечивает контроль за участниками на дистанции марафона, организует контрольные пункты, на длинных марафонах - пункты питания. Результаты марафонов пересылаются в Париж, оттуда заказываются оплаченные участниками медали за прохождение марафона. Это все нервно и трудоемко, согласен. Однако - это слабое утешение, когда через несколько лет человеку будут необходимы костыли. Как совершенно правильно подметил Василий Клеин - марафон один, два, а колено - навсегда... Не будет ли более правильным сконцентрироваться в первую очередь на том, чтобы после марафонов у участников не оставалось долгоиграющих последствий?

Друзья!

Не повторяйте моих ошибок!

Возможно, я что-то изложил неясно и запутанно. Может быть, в чем-то ошибся. Я всегда открыт для позитивной критики. Если у Вас есть возражения, комментарии, дополнения - милости прошу! Очень благодарен всем, кто прислал критические замечания (особенно Василию Клеину). Со стороны виднее, где меня заносит...

Дискуссию велосипедной общественности по этому поводу можно посмотреть тут. Не знаю, правда, какое время эта ссылка будет работать - это форум.

Вести с полей - 2004

Когда я писал этот материал, мне казалось, что он вызовет у руководителей "Урал-марафона" пробуждение чувства, известного в широких кругах под названием "совесть". Или, как минимум, руководство будет более серьезно относиться к возможным последствиям веломарафонов для велосипедистов. И в клубе произойдут хоть какие-то изменения, вроде тех, что я писал выше...

Ан нет. Отнюдь.

Меня, честно говоря, весьма удивило, что руководители клуба считают себя чуть ли не безвинно обиженными. Как это ни удивительно, похоже, искренне.

Конкретный пример. Один товарищ (просивший пока не называть своего имени), в прошлом году прекратил марафоны сезона после 300-ки. Заболело одно колено. Нынче же после 200-ки у него заболели уже оба колена. Мне это, мягко говоря, знакомо. Продолжение сего - тоже известно (я - являюсь примером). Выхода в интернет этот человек не имеет, и не читал то, что Вы сейчас читаете. Какова же реакция руководства нашим веломарафонским клубом? Петр Мисник советует: "Попей водички на дистанции - пройдет!". Алексей Лутков и того хлеще - упрекает человека в недостаточной преданности великому делу веломарафонов, мотивируя это тем, что после какого-то марафона у него колени тоже сильно болели, но он, тем не менее, упорно ездил, вот какой он сильный и героический! (За дословное воспроизведение слов не ручаюсь, но смысл именно таков). Видать, мало еще инвалидов - выходцев из "Урал-марафона"? Конечно, число зарегистрированных бреветов в статистике клуба гораздо важнее здоровья людей, но не настолько же!

Хотя, то, что в клубе ничего не изменилось, не совсем верно. Теперь на каждый марафон нужно предоставлять справку от неважно какого врача, о том, что ты способен пройти указанную дистанцию. К слову, справку можно не предоставлять (типа дома забыл), или взять "липовую" справку, и она прекрасно проканает. Помнится, перед "Европой-Азией-2002" (1000 км) Петр Иванович Мисник говорил мне: "Все сысертцы взяли справки у врача - бывшего марафонца. Я прекрасно знаю, что они не обследовались. Но пусть кто из них потом что скажет по поводу здоровья - у меня все справки подколоты, в любой момент достану!". То есть справка нужна ТОЛЬКО для того, чтобы дополнительно (помимо расписки участника) гарантировать отсутствие ответственности.

Сравните:
1. В туризме руководитель требует принести справки от КОНКРЕТНЫХ специалистов с целью ЗНАТЬ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ потенциального участника (и, возможно, не допустить его до участия в походе). Если же руководитель разрешает участие человека в походе - то несет полную, в т.ч. уголовную ответственность за человека и его здоровье.
2. В "Урал-Марафоне" нужно (формально) принести справку от КАКОГО-НИБУДЬ врача с целью ИЗБЕЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ руководства, в случае чего. Здоровье участников рукодителя клуба, похоже, не волнует... Какая разница? У него на руках расписки о том, что за все беды, что случатся с марафонцем, участник отвечает сам. И он при любом раскладе - в белых одеждах. Можно дальше спокойно лицезреть то, как люди постепенно становятся инвалидами...

Чувствуете разницу?

Удобно, правда?

На десерт предлагаю Вам статью "Профилактика и лечение травм и заболеваний коленных суставов у велосипедистов", переданную Харисом Сахиповым специально для меня. Большое спасибо Харису Сахипову! Он - второй человек из числа веломарафонцев, который постарался чем-то помочь мне (первым был Андрей Безызвестных, "Нева-марафон", Петербург). Я выделил там места, относящиеся к веломарафонам.

После сезона марафонов 2004 года добавлен рассказ "Восточный ветер" Дениса Саблина (Санкт-Петербург) про его опыт веломарафонов. У меня все начиналось тоже именно так.

Привожу отрывки из интересной и поучительной, на мой взгляд, статьи "Советы чайникам":

"... В общем, поехали. В этой заметке постараюсь ответить на основные вопросы среднестат. чайника и кое от чего предостеречь. Что же, уважаемые, самое главное на шоссейнике? Рама, колесы, ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ??? Самое главное на шоссейнике - это не порвать здоровье. Благо для этого есть все необходимое. И не верьте тем му…, некомпетентным товарищам, которые говорят обратное. Шоссейный велоспорт один из самых опасных и жестоких видов спорта. Шоссейник - это не велосипед, это такой же спортивный снаряд как какие-нибудь брусья и остальные штанги. Только вот под 200 килограммовую штангу вряд ли кто-то рискнет полезть, а на шоссейник - за здорово живешь, хотя придавить может равно как там, так и там. Кроме того - это еще и совершенное орудие для пыток. Шоссейник выпивает энергию медленно, но без остатка, т.е. при тех же условиях и затратах энергии, предохранитель организма у велогонщика-чайника сработает гораздо позднее, чем при том же беге. В этом плане бег гораздо безопаснее: усилия воли, которые необходимо приложить, чтобы надорвать здоровье при беге не сравнимы с подобными на шоссе. Надеюсь я достаточно напугал.

...

Еще раз напоминаю - для наступления НЕОБРАТИМЫХ НЕГАТИВНЫХ последствий для вашего организма достаточно одной таблэ.., то есть тренировки.

...

Второй путь - для настоящих мусье, знающих толк в извращениях: накатав 100 км, недели за две, в один прекрасный день решить: "- А давай-ка я сгоняю к своему другу Васе Пупкину\любимой бабушке в соседний город за 200 км! А чо? Прикольно! Вот он удивится!" Здесь необходимым элементом, без которого от извращения ни будет ни какого кайфа является Рюкзак Настоящего Велосипедиста, со сверхсекретным содержимым. Напялив рюкзак и сев на велик, мы врубаем передачку, подходящую к такому случаю, и весело катимся навстречу солнышку, весеннему ветру, своему другану\бабушке и пиСцу, который с нетерпением и неизбежностью ждет коленки райдера. Энтузиазизьм сойдет километру к 70, теплый весенний ветерок превратиться в кошмар, а еще пилить и пилить. Ноги начнут выписывать замысловатые траектории, отказываясь работать, тут мы сжимаем зубы, собираем волю в кулак, закатываем глаза и прем дальше, не обращая внимание на то, что приятное тепло в коленях превратилось в жуткую боль. Итог печален. Скорее всего друг или бабушка не узнают замученного марафонца прикатившего в гости. А того как бонус на финише будут ждать колени ИСПОРЧЕННЫЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. Колени ПРОСТОЙ СМЕРТНЫЙ, по крайней мере, в нашей стране восстановить не сможет. Спаленные коленки - это страшная боль на всю жизнь. Стоит ли эта поездка того, чтобы коленки потом постоянно напоминали вам о своем существовании? Кстати, для настоящих извращенцев всегда остается кое-что покруче - дорога домой. Она уж точно не оставит коленям шансов. Самое страшное, что вы даже можете сразу и не понять, что им уже конец, когда поймете, будет слишком поздно. Это то, что делать нельзя - чрезмерная СКОРОСТЬ и безумное РАССТОЯНИЕ.

... ".
Всем удачи! Берегите себя!

Алексей Маркс, Екатеринбург

Источники: http://amarx.narod.ru/maraphons.htm#letter0

www.SarBike.ru

Хочу добавить несколько строк от себя.

Всё, приводимое ниже, есть личный опыт всего одного человека, и не является рекомендациями врача.

Когда-то я, встречая подобные публикации, оставлял их совершенно без внимания, успокаивая себя мыслью о том, что у меня-то с коленями всё в порядке. К сожалению, я не подозревал, что так будет не всегда. Может быть, если бы я прочитал этот или подобный ему материал тогда, когда был здоров, я отнёсся бы к своим коленям более бережно. На моё счастье мои проблемы не были столь фатальными, и последствия оказались обратимыми. Тем больше внимания уделяю я этой проблеме сейчас.

А начиналось всё следующим образом. Осенью 2004 г после поездок при температуре порядка 5-7°С стало беспокоить правое колено. Всё проходило через пару дней, убеждая меня в том, что проблема несущественна. Дальше ситуация стала повторяться с беспокоящей периодичностью и через месяц, к середине ноября, заставила меня совсем прекратить поездки. Все мои доморощенные средства (прогревания, шерстяной бандаж) не давали никаких результатов. Постепенно боли захватили правые коленный, тазобедренный, голеностопный и даже плечевой суставы.

Лечиться пришлось длительно и упорно. Сначала на протяжении двух недель принимал по совету "знатоков" Диклофенак - совершенно безрезультатно. Затем перешёл на Индометацин, растирания бальзамом В.Дикуля и чай Тяньши. Нет смысла говорить о том, что в течении всего времени старался держать колени в постоянном тепле, может быть даже в ущерб общему комфорту. Боли в суставах ушли к середине января, а полное выздоровление (которое я ощутил по тому, что стал забывать растираться, а значит подсознание перестало получать сигналы беспокойства от суставов) наступило только к концу января. Общая продолжительность лечения 3,5 месяца!

Сразу отмечу, что выбор Индометацина был ошибкой, значительно лучше в этом случае показывают себя (правда не по моему личному опыту) Ортофен и Ибупрофен. Одна из побочных особенностей приёма Индометацина - плохая совместимость с алкоголем: уже 20г спиртного вызывают ощущение полной разбитости, и это состояние не проходит на протяжении многих месяцев после окончания приёма. В дополнение к этому: чувство тошноты, головные боли, депрессия и вымывание кальция и магния из сердечной мышцы. Желающие узнать, сколь приятен такой букет, могут попробовать, более разумным предлагаю учесть мои ошибки.

В настоящее время (сентябрь 2005 г) можно сказать, что тяжёлых проблем с коленями нет. Выполнены достаточно длительные поездки протяжённостью 125-135 км с набором высоты за поездку до 1 км. Конечно, на фоне того, что делают профессионалы, это скромно, но если учесть, что я только любитель, а в период болезни у меня вообще не было уверенности, что я смогу ездить длительно и с приличной нагрузкой, то это хорошо. Профилактически для самоуспокоения иногда после поездки применяю растирания бальзамом В.Дикуля и звёздочкой, шерстяной бандаж на колени. В этом смысле проблемы ещё остались, но приобрели характер повышенного внимания к самому себе. Думаю, что пока это оправдано, так как позволяет практически мгновенно устранить малейшие беспокойства в суставах.

Как один из выводов, считаю, мощным фактором неблагоприятного воздействия в моём случае оказалось переохлаждение коленного сустава, о чём говорит и Василий Клеин. В моих широтах в начале осени днём ещё довольно тепло, а вот утром и вечером уже относительно холодно. Перепад температур в этот период может достигать 10-12°С, и при температуре в 10-12°С с утра днём в дороге ещё довольно жарко. Если отнестись невнимательно к утреннему или вечернему переохлаждению, можно легко вызвать повторение пройденного. Для предотвращения подобного и устранения какого-либо риска, я стал применять специально сшитые на заказ брюки. Идея проста: утром это обычные брюки, днём (да простит меня покойный Андрей Миронов) - элегантные шорты. Фасончик подсмотрен у моего племянника из Швеции, где подобные перепады температур - явление обыденное. Так вот, приобретаются обычные брюки, на уровне нижнего края шорт штанина обрезается и нижняя часть штанины присоединяется к верхней на молнии. Для удобства с подкладочной стороны нашиваются полоски ткани, прикрывающие молнию от соприкосновения с телом. Кроме того в нижней части штанины с её внешней стороны также вшивается молния так, чтобы в застёгнутом состоянии штанина не цеплялась за выступающие части шатунов. Здесь, в принципе, можно обойтись липучками. Ширина штанины в расстёгнутом состоянии нижней молнии должна быть такой, чтобы нога в велотуфле достаточно свободно проходила через неё. Это позволяет легко снимать/надевать пристёгиваемую часть.

Ну вот и всё. Желаю всем здоровья и приятных маршрутов. Не повторяйте наших ошибок!

ОН

P.S. Думаю, будет более правильным закончить обсуждение проблемы рекомендациями по сохранению коленей, размещёнными COPATHuK'ом (прошу прощения за Никнейм), на Техно-форуме сайта veloroad.spb.ru.

1. Правильная посадка: основание большого пальца стопы и колено должны находиться над осью педали.

2. Частота вращения педалей должна быть не менее 60 об/мин, но лучше от 80 и выше.

3. Колени должны быть в тепле. При хорошем ветре или достаточно быстром темпе даже при хорошей плюсовой температуре желательно их утеплять.

4. При регулярных тренировках, больших объемах - потреблять поливитаминные препараты. Желателен массаж.

5. Контактные педали позволяют разгрузить суставы за счет кругового педалирования или его элементов.

6. Гимнастические упражнения для разработки суставов, бег и другие упражнения, которые помогают работать над коленными суставами не только в узком направлении, как это происходит при езде на велосипеде.

7. Плавное вкатывание: никаких безумных скачков в нагрузках (расстояниях, скорости).

8. В случае появления болей в суставах немедленно прекратить езду.

 

От себя добавлю

9. Правильное питание и питьё на маршруте.

 

Главная страница

Оглавление раздела



Hosted by uCoz