Результаты модернизации моего велосипеда

У меня совершенно обычный Турист, производства Харьковского велозавода 1993 года выпуска, приобретённый за смешные деньги 200 грн (36,5$) в 1998 году по объявлению в газете. Надо сказать сразу, что, несмотря на приёмку ОТК-25 господином Вакуленко, денег своих он не стоил ни в момент рождения, ни в момент покупки. Скрытые прелести обнаружились в первой же поездке - завосьмерило заднее колесо, появилась овальность обоих. Продавец - Эдичка - светлая ему память, надеюсь, на все мои рациональные аргументы и отчаянные призывы к совести ответил обвинениями в неумении ездить и злобными смешками. Так как распроститься с велом не удалось, пришлось доводить его до нормального состояния. Будь в те годы Интернет, я не совершил бы этой ошибки. Так что, покупая б/у велосипед, внимательно читайте статьи по этому вопросу, например, "Проверка б/у велосипеда" Всеволода Молчанова.

Обнаружившаяся овальность обоих колёс производила странное впечатление. Отчего у обоих сразу? Первая же разборка позволила выяснить, что связана она не столько с крайне похабно изготовленным ободом, имевшим неисправляемые провалы в местах стыковки, но в большей степени с камерами неизвестного происхождения и размера. Такого я ещё в своей жизни не видел! Этот перл китайцам ещё только снится! Камера складывалась буквой Z с нахлёстом сантиметров 15, и в таком виде надевалась на обод. Естественно, в местах перегиба - концентраторах напряжений - она мгновенно перетиралась. Словом, первой была замена обеих камер. Дальше рвалось и ломалось всё, что может и не может: тросики, подшипники, оси, пружинки храпового механизма, спицы, шатуны и даже руль. Единственный - переключатель скоростей - честно дожил до своей замены на Shimano SIS. Как его любовно назвала продавец - сиска. Интересно, что она имела в виду? Конечно вывод был сделан довольно быстро - нужно менять всё, что можно, причём на качественное импортное, так как Харьков продолжает и по сей час гнать блестяшки, сделанные чёрт знает из какого металла. Теперь, когда от прежнего вела осталась только рама, думаю, что для меня лучше было бы купить качественный Touring, так как и рама уже просится заменить её на что-либо более жёсткое. Но это потребовало бы довольно значительных разовых вложений, вместо небольших трат по чуть-чуть.

В настоящий момент (с небольшой предысторией) комплектация следующая.

1. Обода - Alesa X-plorer двойные, пробег на сегодняшний день 7368 км. Цена порядка 10$.

2. Втулки - задняя харьковский спецзаказ. Пробег тот же, что и у ободов. Цена - 40 грн (7,5$);

- передняя - No name, по заверениям продавца исключительно японская с единственной различимой надписью EXAGE. Пробег и цена те же.

3. Протекторы - задний KENDA 622x42 (при нормальном ободе становится в узкую заднюю вилку и работает нормально), пробег предыдущей - 5000 км, нынешней (на сегодняшний день) - 2334 км. Цена 30 грн (5,62$);

- передний - обычный Воронежского шинного завода 622x32. При невысоких нагрузках на переднее колесо, ходит длительно и беспроблемно. Пробег предыдущей - от рождения, нынешней (на сегодняшний день) - 1915 км. Цена смешная - 10 грн (1,85$).

4. Шестерик Sachs made in France 13 15 17 21 26 32. Цена примерно 10-12$, точные данные не помню. Убит первой цепью после ~7000 км пробега. Нынешний Shimano 14 16 18 21 24 28.

5. Система - родная харьковская 51 40. Большая звезда убита вместе с шестериком. Укладки передач (в см/об) следующие.

Харьков

Sachs

Shimano

51 40
16 686,40 538,35
18 610,13 478,54
20 549,12 430,68
24 457,60 358,90

 

51 40
13 844,80 662,59
15 732,16 574,24
17 646,02 506,69
21 522,97 410,17
26 422,40 331,29
32 343,20 269,18
51 40
14 784,46 615,26
16 686,40 538,35
18 610,13 478,54
21 522,97 410,17
24 457,60 358,90
28 392,23 307,63

Зелёным цветом отмечены реально используемые  укладки и соотношения передач.

На момент использования шестерика Sachs обеспечивался вполне приличный шоссейник с неплохими горными характеристиками. С шестериком Shimano характеристики похуже, но найти аналог Sachs уже невозможно. Правда скоростные характеристики за счёт увеличения каденса не изменились. Про харьковский вариант сказать нечего.

6. Цепь KMC-Z51 2,5х7,1х120 звеньев. Поставил третью. Теперь внимательно слежу за удлинением. Нужно не просто измерять, а измерять в натянутом состоянии.

7. Велокомпьютер - Assize AS-828 со стандартным набором функций: реальное время, время в пути, текущий пробег, общий пробег, текущая скорость, средняя скорость от начала поездки, максимальная скорость, авто стоп-пуск. Есть приятная функция - Scan. Позволяет с небольшим интервалом последовательно высветить реальное время, время в пути, текущий пробег, среднюю и максимальную скорость.

Недостатки, на мой взгляд, следующие. Первое: индикатор средней скорости имеет только один знак после запятой. При поездках свыше 100 км вариации средней скорости находятся уже во втором знаке после запятой, и этого количества знаков недостаточно. Второй: чувствителен к низкой температуре. При езде при температурах ниже +2грС - замерзает, а после этого становится температурнозависимым, то есть при низких температурах показывает расстояние и среднюю скорость значительно больше реальных, при температурах свыше +30грС - несколько меньше реальных. Третий недостаток, а скорее пожелание: хотелось бы иметь индикацию средней скорости не только от начала поездки, но и в дополнение к ней - от любой точки маршрута.

8. Тормоза - клещевые харьковские. Тормозные колодки Alhonga for Aluminium. Попробовал как-то внешне такие же No name, выбросил сразу же - жутко дерут обод.

9. Манетки - не индексированные MNG SIS на руле. При разнородных переключателе и шестерике вполне устраивали. Сейчас можно подумать об индексированных.

10. Переключатели скоростей - передний - No name, задний = Shimano SIS начального уровня.

11. Туклипсы - какие-то польские. Жуткие пластмассовые грузинские педали сменил на обычные советские от Старт-шоссе.

12. Вес вместе с насосом, флягодержателем, подседельной сумкой с минимальным ремнабором и аптечкой в ней - 17 кГ.

Чего удалось достичь в результате Upgrade'ов? Главное - повысилась надёжность всей системы. Можно ездить в течение всего сезона без утомительных и частых ремонтов. Второе - средняя скорость в покатушках, протяжённостью 50-100-130 км, выросла с 18 до 25 км/час. Дальнейший её рост, считаю, может быть достигнут только за счёт улучшения аэродинамичности посадки, техники педалирования, повышения жёсткости рамы, замены туклипсов контактами. Третье - расположение манеток на руле существенно повысило удобство переключения скоростей: всё под рукой, не нужно никуда тянуться. Поэтому, если буду менять руль, то на барана с манетками, совмещёнными с тормозными ручками типа Dual use. Или прежний руль с Shimano XTR серии M960.

ОН


 

Главная страница

Оглавление раздела



Hosted by uCoz