Результаты модернизации моего велосипеда У меня совершенно обычный Турист, производства Харьковского велозавода 1993 года выпуска, приобретённый за смешные деньги 200 грн (36,5$) в 1998 году по объявлению в газете. Надо сказать сразу, что, несмотря на приёмку ОТК-25 господином Вакуленко, денег своих он не стоил ни в момент рождения, ни в момент покупки. Скрытые прелести обнаружились в первой же поездке - завосьмерило заднее колесо, появилась овальность обоих. Продавец - Эдичка - светлая ему память, надеюсь, на все мои рациональные аргументы и отчаянные призывы к совести ответил обвинениями в неумении ездить и злобными смешками. Так как распроститься с велом не удалось, пришлось доводить его до нормального состояния. Будь в те годы Интернет, я не совершил бы этой ошибки. Так что, покупая б/у велосипед, внимательно читайте статьи по этому вопросу, например, "Проверка б/у велосипеда" Всеволода Молчанова. Обнаружившаяся овальность обоих колёс производила странное впечатление. Отчего у обоих сразу? Первая же разборка позволила выяснить, что связана она не столько с крайне похабно изготовленным ободом, имевшим неисправляемые провалы в местах стыковки, но в большей степени с камерами неизвестного происхождения и размера. Такого я ещё в своей жизни не видел! Этот перл китайцам ещё только снится! Камера складывалась буквой Z с нахлёстом сантиметров 15, и в таком виде надевалась на обод. Естественно, в местах перегиба - концентраторах напряжений - она мгновенно перетиралась. Словом, первой была замена обеих камер. Дальше рвалось и ломалось всё, что может и не может: тросики, подшипники, оси, пружинки храпового механизма, спицы, шатуны и даже руль. Единственный - переключатель скоростей - честно дожил до своей замены на Shimano SIS. Как его любовно назвала продавец - сиска. Интересно, что она имела в виду? Конечно вывод был сделан довольно быстро - нужно менять всё, что можно, причём на качественное импортное, так как Харьков продолжает и по сей час гнать блестяшки, сделанные чёрт знает из какого металла. Теперь, когда от прежнего вела осталась только рама, думаю, что для меня лучше было бы купить качественный Touring, так как и рама уже просится заменить её на что-либо более жёсткое. Но это потребовало бы довольно значительных разовых вложений, вместо небольших трат по чуть-чуть. В настоящий момент (с небольшой предысторией) комплектация следующая. 1. Обода - Alesa X-plorer двойные, пробег на сегодняшний день 7368 км. Цена порядка 10$. 2. Втулки - задняя харьковский спецзаказ. Пробег тот же, что и у ободов. Цена - 40 грн (7,5$); - передняя - No name, по заверениям продавца исключительно японская с единственной различимой надписью EXAGE. Пробег и цена те же. 3. Протекторы - задний KENDA 622x42 (при нормальном ободе становится в узкую заднюю вилку и работает нормально), пробег предыдущей - 5000 км, нынешней (на сегодняшний день) - 2334 км. Цена 30 грн (5,62$); - передний - обычный Воронежского шинного завода 622x32. При невысоких нагрузках на переднее колесо, ходит длительно и беспроблемно. Пробег предыдущей - от рождения, нынешней (на сегодняшний день) - 1915 км. Цена смешная - 10 грн (1,85$). 4. Шестерик Sachs made in France 13 15 17 21 26 32. Цена примерно 10-12$, точные данные не помню. Убит первой цепью после ~7000 км пробега. Нынешний Shimano 14 16 18 21 24 28. 5. Система - родная харьковская 51 40. Большая звезда убита вместе с шестериком. Укладки передач (в см/об) следующие.
На момент использования шестерика Sachs обеспечивался вполне приличный шоссейник с неплохими горными характеристиками. С шестериком Shimano характеристики похуже, но найти аналог Sachs уже невозможно. Правда скоростные характеристики за счёт увеличения каденса не изменились. Про харьковский вариант сказать нечего. 6. Цепь KMC-Z51 2,5х7,1х120 звеньев. Поставил третью. Теперь внимательно слежу за удлинением. Нужно не просто измерять, а измерять в натянутом состоянии. 7. Велокомпьютер - Assize AS-828 со стандартным набором функций: реальное время, время в пути, текущий пробег, общий пробег, текущая скорость, средняя скорость от начала поездки, максимальная скорость, авто стоп-пуск. Есть приятная функция - Scan. Позволяет с небольшим интервалом последовательно высветить реальное время, время в пути, текущий пробег, среднюю и максимальную скорость. Недостатки, на мой взгляд, следующие. Первое: индикатор средней скорости имеет только один знак после запятой. При поездках свыше 100 км вариации средней скорости находятся уже во втором знаке после запятой, и этого количества знаков недостаточно. Второй: чувствителен к низкой температуре. При езде при температурах ниже +2грС - замерзает, а после этого становится температурнозависимым, то есть при низких температурах показывает расстояние и среднюю скорость значительно больше реальных, при температурах свыше +30грС - несколько меньше реальных. Третий недостаток, а скорее пожелание: хотелось бы иметь индикацию средней скорости не только от начала поездки, но и в дополнение к ней - от любой точки маршрута. 8. Тормоза - клещевые харьковские. Тормозные колодки Alhonga for Aluminium. Попробовал как-то внешне такие же No name, выбросил сразу же - жутко дерут обод. 9. Манетки - не индексированные MNG SIS на руле. При разнородных переключателе и шестерике вполне устраивали. Сейчас можно подумать об индексированных. 10. Переключатели скоростей - передний - No name, задний = Shimano SIS начального уровня. 11. Туклипсы - какие-то польские. Жуткие пластмассовые грузинские педали сменил на обычные советские от Старт-шоссе. 12. Вес вместе с насосом, флягодержателем, подседельной сумкой с минимальным ремнабором и аптечкой в ней - 17 кГ. Чего удалось достичь в результате Upgrade'ов? Главное - повысилась надёжность всей системы. Можно ездить в течение всего сезона без утомительных и частых ремонтов. Второе - средняя скорость в покатушках, протяжённостью 50-100-130 км, выросла с 18 до 25 км/час. Дальнейший её рост, считаю, может быть достигнут только за счёт улучшения аэродинамичности посадки, техники педалирования, повышения жёсткости рамы, замены туклипсов контактами. Третье - расположение манеток на руле существенно повысило удобство переключения скоростей: всё под рукой, не нужно никуда тянуться. Поэтому, если буду менять руль, то на барана с манетками, совмещёнными с тормозными ручками типа Dual use. Или прежний руль с Shimano XTR серии M960. ОН
|