ВЕЛОГОНКА
ПАРИЖ-РУБЕ. ВЕЧНЫЙ АД
Константин
Бойцов и Сергей Ердаков
17 апреля 2002. На прошедшей неделе
самым заметным событием стала знаменитая гонка Париж- Рубе. Говорят, чтобы
выиграть ее, мало быть сильным
велосипедистом-надо еще представлять великую
велосипедную державу. Хочется
надеяться, что вскоре камень из легендарной брусчатки
достанется нашему соотечественнику.
Пока же драгоценные камни разбирают
бельгийцы и итальянцы.
Сотая по счету гонка Париж- Рубе завершилась
в воскресенье победой бельгийца
Йохана Мюзева из команды Домо. Помимо традиционного
гранитного булыжника и награды в 30
тысяч евро ветеран и трехкратный
победитель ДОРОГИ В АД заполучил белую майку
лидера общего зачета Кубка мира.
История гонок
Париж- Рубе овеяна легендами, которые украсили бы
любой из ГРАНД ТУРОВ. Но в том-то и
дело, что Париж- Рубе давно уже
придерживается собственной шкалы ценностей и не
равняется на КАКИЕ- ТО ТАМ Джиро и
Вуэльты. Трасса, соединяющая столицу Франции с
достаточно заурядным по здешним
меркам городком, была открыта в 1896 году, когда в
Рубе был построен велодром. По
задумке строителей в день открытия на
нем должна была финишировать какая-нибудь
значимая по масштабу велогонка. И
такая велогонка была организована. Трасса длиной в 280
километров была большей частью
проложена по сельской местности. То, что
в те времена называлось проезжей частью, было
местами вымощено булыжником, местами
представляло собой обычную грунтовку и лишь
непосредственно в Париже и кое-где в Рубе
являлось шоссе. Лучше других с этими
в общем-то привычными для конца XIX века условиями
справился немец Йозеф Фишер. За ту
победу он получил 1000 франков- по тем
временам зарплата шахтера за 7
месяцев.
С тех пор прошло немало
лет. Европа обвита многокилометровыми ХАЙВЕЯМИ,
велосипеды представляют собой
эталоны технической мысли, гонщики
работают на пределе физических возможностей, и
только дорога из Парижа в Рубе дошла
до нас если не в первозданном, то по крайней мере очень
близком к этому виде. Ее булыжные
участки последние 50 лет служат почти
исключительно для проведения раз в году велогонки
и стали своего рода визитной
карточкой гонки. Что же касается часто употребляемого
названия ДОРОГИ В АД (или СЕВЕРНЫЙ
АД), то им мы обязаны первой мировой войне.
Первая после ее окончания гонка в 1919 году
проходила практически по полям
сражений, и пейзажи, УКРАШЕННЫЕ окопами, воронками,
разбитой техникой и прочими
милитаристскими ПРЕЛЕСТЯМИ, невольно навевали
гонщикам мысль о муках
грешников.
Звание МИСТЕР
Париж- Рубе принадлежит бельгийцу Роже де Флемингу.
Он выигрывал гонку четыре раза: в
1972, 1974, 1975 и 1977 гг.
-
Роже летал по этим камням,- говорил об этом гонщике
знаменитый Эдди Меркс. Де Флеминг
использовал очень большую передачу- 53 зуба на
передней шестерне и 12 на задней.
Его излюбленным приемом было- встать
на педали и рвануть вперед прямо по булыжникам.
Все, кто пытался повторить этот трюк
вслед за ним, неизменно падали на камни или
оказывались в придорожной канаве- гонка
Париж- Рубе не прощает легкомысленного к себе отношения.
Юбилейная гонка проходила по трассе, имевшей 26
участков булыжной дороги,
составлявших в сумме 49,3 км. Их трудность обозначалась
звездочками. Самая
тяжелая- пять звездочек, полегче- четыре и
т.д. От гонки ждали многого,
особенно немцы. После уже упомянутой победы Йозефа
Фишера ни один немецкий велосипедист
не смог финишировать на велодроме
в
Рубе, победно вскинув руки.
В
гонке 2002 года стартовало 190 спортсменов, а
финишировало 41. Из россиян
стартовали: Дмитрий Конышев, Сергей Иванов и Алексей
Сиваков. Сиваков активно вел гонку и
на первой части трассы даже уехал в отрыв в
числе еще 16 спортсменов. Но на первых же
ПЯТИЗВЁЗДНЫХ камнях отрыв достали.
Примерно за 40 километров до финиша Мюзев включил форсаж
и стал уходить от преследователей.
Бороться с ним пытались уже упоминавшийся Веземанн и два гонщика из ПОСТАЛ:
амбициозный Хинкапи и соотечественник Мюзева Том Бунен. Для Хинкапи, о
котором говорят как о преемнике
Лэнса Армстронга, эта погоня обернулась крушением в
полном смысле этого слова. Не
удержавшись на брусчатке, он вылетел в
придорожную канаву и в результате не смог
побороться даже за место на пьедестале. Ну а Мюзев продолжал упрямо крутить
педали и приветствуемый тысячами
приехавших из Бельгии фламандцев (самого Мюзева порой
называют ФЛАМАНДСКИМ ЛЬВОМ,
сопоставляя с гербом бельгийской провинции) первым
показался на знаменитом
велодроме.
http://www.sovsport.ru/gazeta/default.asp?id=38113
И вот в этом 2004 году Мюзев (на этой
самой ГРЯЗНОЙ фотографии идущий
вторым), не выиграв гонку, решил покинуть
велоспорт. Велосипедная биография этого замечательного
велогонщика приведена ниже.
ЙОХАН МЮЗЕУВ- ВЕЛОГОНЩИК С ТОГО
СВЕТА
15 апреля 2004. Его карьера началась в
1988-м выступлениями за AD Renting,
но почти все свои памятные победы Йохан познал в 90-е
годы прошлого века, выступая за
сильнейшие команды тех лет Lotto и
Mapei. Он дважды выиграл Кубок мира (в 1995-м
и 1996-м), шоссейный чемпионат мира
(1996), а еще- 30 больших и малых гонок, среди
которых особняком стоят, конечно,
три великие победы в АДСКОЙ гонке Париж- Рубе- в 1996,
2000 и 2002 годах.
Париж- Рубе, две с
половиной сотни километров по щебенке, бездорожью и
грязи,- это дорога жизни,
восхождение на Голгофу. Дожить на этой
дистанции до финиша- уже подвиг. Победить- значит
породниться с историей. Победить
трижды- все равно что стать легендой при жизни.
Йохан Мюзеув осенил себя этим
знамением троекратно, а в перерыве между
первой и второй победами, на Париж- Рубе 98,
прошел через чудовищную травму-
перелом коленной чашечки. После таких напастей, да еще в
33 года, не то что не возвращаются в
седло велосипеда- порой навсегда
остаются в седле инвалидной коляски. А Йохан
Мюзеув, едва кости срослись, угодил
в автокатастрофу.
- Я хочу, чтобы
у людей после моего ухода сохранился в памяти образ
спортсмена, противостоявшего
несчастьям,- сказал Мюзеув,- атлета,
который вернулся на высочайший уровень после
операции на колене и двадцати дней
комы.-
Он хотел уйти победителем-
для этого в 38 лет решил опять попытать
счастья в гонке Париж- Рубе, на дороге между
жизнью и смертью. И Йохан был очень
близок к запредельно фантастической четвертой
победе.
- Я буквально дотронулся
до нее пальцами руки,- сквозь слезы
рассказывал Мюзеув, бывший пятым на финише,- но
когда услышал свист воздуха из
проколотой покрышки, понял, что моя карьера
окончена.
- За долгую карьеру в одном из самых
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ видов спорта на
Йохана Мюзеува лишь однажды по-серьезному пала
тень подозрений: в прошлом году к
нему даже нагрянули с обыском, однако к его светлой
фигуре ничто не
пристало.
- Я не соглашусь уйти
побежденным,- произнес вчера Фландрский Лев, в
последний раз в жизни устраиваясь в
седле перед стартом.
http://www.gzt.ru/print.gzt?rubric=sport&id=64050000000014343
Намеренно не
выкладывал статью о велогонке
Париж-Рубе, ждал 10 апреля для
пополнения последними
материалами. И вот случилось.
Сенсация! Победил Том Боонен,
Бельгия с результатом 6.29.38. Как
это было, читайте комментарий
Web-Еженеделника Велосипедизм.
Бельгиец Том
Боонен в 22 года впервые стал на
пьедестал почета в Рубэ. И вот 2
года спустя он с триумфом
выиграл 103-ю булыжниковую
классику, сделав победный
булыжниковый дубль (учитывая
победу во Фландрии). В возрасте,
в котором делают обычно только
первые шаги в биографии профи,
Боонен уже прошел половину
пути к собственной легенде в
велоспорте. Сегодня ему
потребовалось шесть с
половиной часов для
преодоления 259 километров,
чтобы внезапно появиться на
затихшем переполненном
велодроме в Рубе вместе с
американцем Джорджем Хинкапи
и испанцем Жуаном Флече.
Тройка была достойна бурных
оваций, когда прошла финишный
створ. Но победил с явным
преимуществом Том Боонен,
пожавший сразу же руку второму
Хинкапи и крепко обхвативший
соратников на пьедестале
почета. Он победил виртуозно,
уловив ТОТ САМЫЙ момент, когда
резко сорвался с места на
вираже бетонного полотна
трека.
- Естественно,
он (Боонен) мой наследник. Я не
смог сделать дубль.- размышлял
Йохан Музеув под впечатлением
победного финиша Боонена,
своего юного земляка. ЛЬВУ
ФЛАНДРИИ было 30, когда он
впервые выиграл Париж-Рубэ. . .
Жан Мари
Лебланк так откомментировал
событие: - Выиграть Фландрию и
Рубэ в таком возтасте ? это
впечатляет. Я не смог быть
прошлым воскресеньем во
Фландрии, но мнение тогда о
победе Боонена было несколько
иным. Сейчас могу сказать, что
ошибался. Том крепче, чем я
предполагал и едет очень
интеллигентно. Он в состоянии
побить рекорд, принадлежащий
Roger de Vlaeminck (4 победы в Рубэ).- И
добавил: -Молодой человек
рожден для велосипеда.-
Что можно сказать на эти слова?
Обе знаменитости знают, о чем
говорят. А теперь немного о
событиях на самой гонке.
Лидирующая группа, в которую
вошли все три лидера гонки,
ОТПОЧКОВАЛАСЬ от пелетона за 80
километров до финиша. Вместе с
ними в отрыв ушел прошлогодний
победитель швед Magnus Backstedt (пришедший
на финиш четвертым и
ОТВАЛИВШИЙСЯ от трио
незадолго до финиша). Здесь же
мог оказаться и победитель
Рубэ 2003 года бельгиец Peter Van
Petegem. Но ему фатально не
повезло. После падения он
получил ранение руки и локтей,
не смог продолжить маршрут и
сошел с дистанции.
Именно
команда Quick Step РАСПЕЧАТАЛА
первый участок булыжника,
которые здесь принято
называть pave-sektor. Отсюда и
началось ШЕСТВИЕ фаворитов:
Boonen, Backstedt, Hincapie, Michaelsen, Van Bon, Flecha,
Cancellara. И отсюда же началось
ПРОСЕИВАНИЕ. Сначала УШЛИ
голландца Leon Van Bon, затем, после
устранения небольшого дефекта
велосипеда, не смог догнать
лидирующую группу Канчелляра.
Немец
Веземанн мог бы быть в
лидирующей группе, но он понял
свою ошибку слишком поздно. А
когда понял, то организовал
преследование и очень долго
тянул ещё одну семерку, но
безуспешно. Поезд ушел. Крупно
не повезло и немцу Эрику
Цабелю. После падения и
ранений, он уже не смог активно
вести гонку и с трудом ее
закончил, оказавшись на 76-м
месте с отставанием более 14
минут.
Когда тройка
лидеров ворвалась на велодром
Рубэ еще не было ясно, кто же
все-таки победит. И началась
тактическая борьба перед
решающим рывком. Типично
трековая борьба. Скорость
упала, велосипедисты ехали
медленно, внимательно
присматривая друг за другом и
выбирая момент для решающей
атаки. Боонен оказался и здесь
на высоте. У него поистинне
железные нервы. Имея третью
позицию он атаковал именно в
тот момент, после которого
атаковать, вероятно, было бы
уже поздно. Резко сорвавшись,
Том мгновенно опередил
соперников и им оставалось
только выгибаться дугой, чтобы
достать лидера. Да куда там. . .
После этого большого триумфа
Том Боонен стал не только
ВЕЛИКИМ велосипедистом, но и
возглавил список сильнейших
бойцов Про-Тура. Вот как
выглядит расстановка сил на
сегодня:
1 Tom Boonen (Беьгия)
Quickstep 112 пунктов
2 Alessandro Petacchi (Италия) Fassa Bortolo 93
3 Oscar Freire Gomez (Испания) Rabobank 78
4 George Hincapie (США) Discovery Channel 75
5 Bobby Julich (США) Team CSC 85
6 Danilo Hondo (Германия) Gerolsteiner 70
7 Juan Antonio Flecha Giannoni (Испания) Fassa
Bortolo 65
8 Thor Hushovd (Норвегия) Cr?dit Agricole 55
9 Danilo Di Luca (Италия) Liquigas - Bianchi 51
10 Alejandro Valverde Belmonte (Испания) Illes
Balears-Caisse d'Epargne 43
О наших
соотечественниках: -Куда, куда
вы удалились?-
Авторы
фотографий: третьей - Jonathan Devich,
остальные - Roth.
Источник
Web-Еженеделник Велосипедизм