Влияние ветра на скоростные возможности велосипедиста

Попытка создания методики

И от ветра с востока пригнулись стога, Жмётся к скалам отара ...

В.Высоцкий

Введение

Каждый велотурист неоднократно испытывал на себе силу воздействия ветра. Даже самый ненаблюдательный человек замечает, что иногда летишь по дороге как на крыльях, а другой раз едешь тем же маршрутом буквально сцепив зубы. Причина этого проста и всем хорошо известна: при одном и том же маршруте, состоянии велосипеда и физической форме велотуриста отличие инициирует ветер.

При поездках на расстояния до 10-15 км влияние ветра несущественно: слишком мала продолжительность поездки. А вот при расстояниях порядка 100-130 км его уже приходится принимать во внимание, ведь вариация средней скорости под влиянием ветра достигает ~5 км/час, что для меня, например, выливается в дополнительные 1-1,5 часа пребывания на маршруте. При поездке на предельно возможные расстояния или при необходимости завершения маршрута к чётко обозначенному времени, например, времени ухода последней электрички, увеличение продолжительности выливается в бешеную гонку в конце поездки и в утрату удовольствия. Либо, что бывает чаще, в опоздание, ночлег в малопригодном месте и дополнительные 0,5-1 сутки в пути. Эти проблемы хорошо известны руководителям групп, которые планируют поездку заранее, а затем ведут группу по запланированному маршруту.

Неоднократно наблюдая всё это в жизни, я, в конце-концов, пришёл к необходимости создания методики учёта влияния ветра на скоростные возможности велосипедиста и построению на её основе методики планирования поездок.

Основное требование к методике - предельная простота при достаточной эффективности. Понятно, что с научной точки зрения проблема разрешена давно. Можно взять уравнения Навье-Стокса, описывающие обтекание велосипедиста воздушным потоком, дополнить их уравнениями динамики, и затем интегрировать полученную систему до конца своих дней, построить множество графиков и красивых картинок, которые так любят учёные, опубликовать статьи в солидных журналах и пр. Только вот велосипедисту это совершенно ни к чему, ведь он не берёт с собой компьютер в поездку. Да и исходные данные страдают заметной приблизительностью, ведь велосипедист не космонавт и для измерения параметров движения и воздушного потока на маршруте не создаются станции слежения. А если говорить о планировании поездок - тут вообще наступает полный мрак - здесь нужны данные прогноза погоды, оправдываемость которых итожится фразой: метеоролог прекрасно прогнозирует погоду, которая была вчера. В итоге мы приходим к статистике с её предельной простотой моделей при одновременной их эффективности. Ожидаемый главный недостаток подхода - ограниченность, индивидуальность построенных моделей. Будучи жёстко привязанными к данным, модели полезны только тому, кто был их поставщиком, и для каждого нового велосипедиста должны строиться заново. Но ведь всё равно ездим, так почему не зарегистрировать данные, а зарегистрировав, почему не обработать, не построить модель самого себя? Использовать её в дальнейшем в течении всей своей жизни. Словом, нужно не нужно - решайте сами, мы же перейдём к построению.

ОН


 

Главная страница

Продолжение

Оглавление раздела



Hosted by uCoz