Вуэльта какая она есть. История

Vuelta a España (Тур Испании), чаще называемая Vuelta, третья и последняя гонка среди профессионалов категории Ор (Hors, фр. - сверхсложный, из ряда вон выходящий) проходит за три недели по дорогам Испании. Проводится ежегодно, начиная с 1935 года, за исключением нескольких лет в период с 1937-го по 1954-й годы, в течении которых Вуэльта боролась за выживание в опустошённой войной Европе.

Помимо основных состязаний для юниоров проводится la Vuelta Junior.

До 1994 года включительно Вуэльта проводилась весной, а Джиро - осенью. После рокировки сроков проведения этих гонок, престиж Вуэльты несколько снизился. Ведь раньше ее рассматривали как боевую репетицию перед Тур де Франс, к тому же осенью в преддверии чемпионата мира далеко не все велосипедисты хотят принимать участие в испанской гонке с её трудным маршрутом и многочисленными горными этапами.

Vuelta a España

Местное название

Vuelta Ciclista a España

Регион

Испания

Сроки проведения

конец августа - сентябрь

Генеральный директор

Victor Cordero

История

Первая гонка

1935

Общее число гонок

60 (по 2005г включительно)

Первый победитель

Gustave Deloor (Бельгия)

Последний победитель

Roberto Heras, (Испания)

Наибольшее число выигранных Vuelta a España

Roberto Heras, (Испания), 4 победы

Наибольшее количество дней, проведённых в золотой майке лидера

Alex Zulle, (Швейцария), 45 дней

Наибольшее число выигранных этапов

Delio Rodriguez, (Испания), 39 этапов

Интересные факты из истории Vuelta

Создание Вуэльты целиком и полностью обязано многомесячной работе Clemente Lopez Doriga - испанского Анри Дегранжа, заключившего соглашение с ежедневной газетой Diario Informaciones об организации первой Вуэльты по образцу Французского и Итальянского туров. Главным аргументом для Хуана Пуйоля (Juan Pujol), редактора Diario Informaciones, как и в двух предыдущих случаях, явились финансовые успехи и увеличение тиражей газет-спонсоров Тура де Франс и Джиро д'Италия - L'Auto и Gazzetta dello Sport соответственно. Правда, в отличие от двух других гранд туров, цвета призовых маек Вуэльты никак не связаны с цветами газеты-спонсора, так что приводимый иногда вид страниц Diario Informaciones является скорее символом, чем прототипом-основой чего-либо.

Первая Вуэльта стартовала в Мадриде 29 апреля 1935 года и завершилась там же.

В последующие годы (за редкими исключениями) это вошло в традицию. В гонке приняли участие 50 спортсменов. Общий километраж гонки, поделённой на 14 этапов, составил 3411 км (в среднем по 243 км на этап). 10 из 14 этапов имели протяжённость свыше 250 км, что по нынешним меркам практически невероятно. Гонщики использовали тяжелые велосипеды, сделанные из железа, шины постоянно прокалывались (дороги ведь тогда специально перед гонкой не подметали), они сами устраняли поломки своих велосипедов - техничек тоже не было. Были случаи,

когда болельщики отдавали гонщикам свои личные велосипеды, если те не могли починить свои. Вообще, та первая Вуэльта была очень трудной: из 50 стартовавших гонку завершил 21 спортсмен (42% участников), из которых испанцев было только четверо (из 42-х стартовавших). О трудностях состязания можно судить по следующей оценке менеджеров и гонщиков: "Наилучшим путём к победе на Вуэльте является употребление горячительных коктейлей от Perico Chicote. Английский джин, полстакана итальянского вермута и ещё несколько дополнительных ингредиентов - вот составные части волшебного состава, который делает возможным достижение финиша в состязании, самом жестоком из всех известных".

Борьба за победу в первой гонке свелась к соперничеству между Густаво Делоором и испанцем Мариано Каньярдо. Бельгийский гонщик показал себя лучше в горах и заслуженно победил с 14-минутным отрывом от Каньярдо. Победитель в генеральной классификации Густав Делоор получил приз 15.000 песет (для сравнения, победитель этапа получал 300 песет). 

Многие специалисты и тренеры считают Вуэльту самой сложной по рельефу многодневкой. Чуть ли не половина всех этапов проходит в горах. Неудивительно, что победителями и призерами Вуэльты из года в год становятся только классные горняки (Эрас, Ульрих, Олано, Ромингер, Жалабер и др.). В связи с этим Вуэльта заслуженно славится своими вершинами: самые легендарные из них - это Alto de El Angliru в Астурии - один из самых крутых подъемов не только в Испании, но во всей Европе (перепад высот 1573 м, протяжённость подъёма 12.9 км, максимальный уклон - феноменальные 23.6%), Estación de Esquí Valgrande/Pajares - почти сорокакилометровый подъём, Sierra Nevada, Lagos de Covadonga, Puerto de Navacerrada.

Юбилейная 60-я Вуэльта этого года, несмотря на все критические замечания в свой адрес, принесла любителям велоспорта много волнующих переживаний и была в целом полна непредсказуемости и тайн. На заключительном 21-м этапе, проходившем в столице Испании победа досталась замечательному мастеру итальянского спринта Алессандро Петакки из команды Фасса Бортоло. И эта победа не была неожиданностью. Петакки, несмотря на то, что он обещал сойти с гонки раньше времени, продержался-таки до самого конца, вышел победителем престижного заключительного этапа, ступив пятый раз на подиум гонки как победитель этапов. Но ему зачтено не только это. Алессандро оказался также лучшим спринтером Вуэльты, поэтому его наградили соответствующей майкой гонки. Особенно радуется и гордится результатами своего выступления испанец Роберто Эрас. В этом году ему в тяжелейшей борьбе удалось в четвертый раз стать победителем гонки. Впервые это произошло в 2000 году, когда Эрас выступал за команду Kelme, потом в 2003 году (команда Армстронга US Postal), и в 2004, 2005 годах уже в испанской команде "Либерти Сегурос". Самоуверенность помогла Эрасу не сломаться после первых неудачных атак в горах. Роберто не отступился, а на 15-м этапе нанес такой удар по конкурентам, что за неделю до финиша в Мадриде обеспечил себе рекордный титул. Таким образом ему удалось превысить результат швейцарца Тони Ромингена - великолепного раздельщика и принципиального соперника легендарного Мигеля Индурайна, которому удалось быть победителем Вуэльты трижды.

Говоря о последней Вуэльте, невозможно не отметить блестящее выступление Дениса Меньшова. После его побед в прологе и разделке на 9 этапе, где он привез Эрасу 50 секунд, многие прочили ему победу в генерале. Денис продержался в золотой майке до 14-го этапа включительно, в результате чего весь пелотон и, особенно, испанцы ополчились на него, а его "Rabobank" просто рассыпался в горах. Один против всего пелотона! И хотя Денис не сумел удержать первое место в генерале, второе место в такой престижной гонке - это большой успех 27-летнего спортсмена.

Директора Vuelta

У каждого народа есть свои тайны. У испанцев Великая народная тайна - директора Вуэльты. Несмотря на все предпринятые попытки, поиски в Интернете привели к отысканию только трёх фамилий: 

  • 1935 - ? - Клементе Лопез Дорига (Clemente Lopez Doriga). Предположительно, точных указаний о его директорстве нет.

  • 1980 - 2004 - Энрике Франко (Enrique Franco).

  • 2005 - по настоящее время - Виктор Кордеро (Victor Cordero)

Фото в Интернете
отсутствует.
Клементе Лопез Дорига Энрике Франко Виктор Кордеро

С чем это связано - с отношением к вопросу самих испанцев или с особым положением директоров в гонке, трудно судить. Но если у кого-то есть более точная информация, буду благодарен за дополнения и поправки.

Призовые майки

Золотую майку носит лидер Вуэльты по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Изначально лидер генеральной классификации носил желтую майку (как на Туре), но в конце 90-х годов организаторы гонки изменили цвет майки (цвет майки не связан с каким-либо спонсором - просто организаторы хотели выделиться).

 

Синюю майку с желтыми рыбками носит лучший спринтер Вуэльты. Этой майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места  не изменяется в зависимости от типа этапа (как, например, на Туре). Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю  25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место (как и на Джиро). На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 за

первое, 12 за второе, 8 за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика). Помимо основного существуют летучие спринты: за первые три места на них начисляются 4, 2 и 1 очко за первое, второе и третье места соответственно, кроме этого начисляются бонификационные секунды, соответственно 6,4 и 2.

 

Майку красного цвета носит горный король Вуэльты. Все горы на Вуэльте разделены как на Туре на 4 категории. Очки на горе 1 категории разделяются следующим образом: 16-12-10-8-6-4-3-2-1; горы 2 категории оцениваются так: 10-7-5-3-2-1; за взятие горы третьей категории: 6-4-2-1. Это касается категорийных вершин. На Вуэльте существуют еще и горы так называемой специальной категории (Spec. Category), на них очки начисляются так: 30-25-20-16-12-10-8-6-4-3-2-1. 

 

Комбинированную майку носит самый стабильный гонщик Вуэльты. В данной номинации учитывается положение гонщика в генеральной, горной и спринтерской номинации. По некоей формуле все это пересчитывается. Самое интересное то, что этой майкой почти всегда владеет лидер генеральной классификации. Парадокс. Вообще, эта майка сильно напоминает аналогичную майку Тура, отмененную в 1989 году.

Победители в главных номинациях Vuelta - 2005

Роберто Эрас - победитель в генерале Алессандро Петакки - лучший спринтер Хоакин Родригес - горный король Роберто Эрас - победитель в генерале и комбинированной классификации

Атмосфера на Вуэльте и вокруг неё

С тех пор как на первой Вуэльте один из восьми иностранцев - бельгиец Густав Делоор вырвал победу у 42-х испанских спортсменов (84% участников), а затем повторил свой успех на Вуэльте 1936 года, жажда испанцев к победе в домашней гонке высшего уровня сложности получила чёткую оформленность. Ещё больше усугубили ситуацию последовавший вслед за этим пятилетний перерыв в проведении гонки и осознание того факта, что Вуэльта некоторым, отнюдь не лучшим образом, отличается от двух других гранд туров - ведь на первых Туре и Джиро побеждали "свои" гонщики, ставшие затем национальными героями. Поэтому к 1941-му году, в котором испанцы впервые одержали победу в Вуэльте, исходное чувство неудовлетворённости приобрело невиданные масштабы. Справедливости ради необходимо отметить, что в тот год шансы испанцев выиграть гонку были особенно высоки: на старт вышли всего 32 гонщика, из которых 28 представляли Испанию (87,5%). Четверо иностранных граждан, выступавших под швейцарским флагом, навряд ли могли вмешаться в хозяйские разборки, и одержанная Juliano Berrendero победа была совершенно закономерной.

Атмосфера внутри гонки, оформившаяся в те годы, вольно или невольно продолжает сказываться на ней до сих пор. Чего стоит только одна массированная атака на Дениса Меньшова, предпринятая испанскими гонщиками на 15-м этапе Вуэльты-2005. Напомним: Эрас ушёл в отрыв, а его партнёры по команде "Либерти Сегурос" взяли Меньшова в кольцо, не позволяя организовать погоню. В результате Денис занял 18-е место на этапе, уступив Эрасу 5 минут 17 секунд. В общем зачёте Меньшов перебрался на вторую позицию, проигрывая Эрасу более четырёх минут, которые сохранились неизменными до самого конца гонки.

Помимо проблем внутри пелотона на проведение Вуэльты оказывал влияние и специфический психологический климат в отдельных провинциях Испании. Территории, разорванные гражданской войной, вскормили прочные ростки ненависти, дающие практически ежегодно свои малоприятные проявления. Не раз во время телерепортажей можно увидеть агрессивно настроенных людей, мешающих прохождению гонки, создающих прямую угрозу здоровью гонщиков. А взорванное в 1968 году на дороге к Памплоне взрывное устройство, приведшее, к счастью, только к отмене этапа, явилось логической кульминацией этих настроений.

Сложившаяся на Вуэльте ситуация, одним из побочных проявлений которой является недавний допинговый скандал вокруг первого места Роберто Эраса, начинает вызывать всё большее недовольство не только у болельщиков, осознающих, что их в очередной раз обвели вокруг пальца, но и у менеджеров топ-команд. Всё менее привлекательным становится для именитых участие в гонке с заранее запрограммированным концом, всё чаще раздаются критические голоса в адрес организаторов гонки, не понимающих, что подобные прецеденты работают отнюдь не на рост популярности Вуэльты. В конечном итоге осуществление неосознанного стремления испанцев безраздельно доминировать в гонке, приведёт к тому, что она станет интересной только для них самих. Но тогда телерепортажи о Вуэльте будут транслироваться исключительно по каналам местного телевидения.

Нужно отметить, что у простых испанцев Вуэльта пользуется неизменным интересом, свободным от духа нездорового соперничества. И это фото, отражающее доброе соседство и ненавязчивый интерес, 

может послужить мудрой основой для поиска места Вуэльты в современном веломире.

Vuelta - 2006
(больше не может быть прежней)

Эти слова стали лейтмотивом презентации третьей по значимости велогонки Европы, которая состоялась в Мадриде в среду 14 декабря 2005г. Ее решили капитально обновить. Посмотрим. Все выступающие на первое место поставили борьбу за чистоту и честность соревнований в Вуэльте. Слов об антидопинговых мерах было сказано предостаточно. А вот имя Роберто Эраса практически никем не упоминалось. И это знак времени. Как говорят испанские велосипедисты, глава Вуэльты под названием Роберто Эрас закрылась и подобного больше никогда не должно произойти. Вместе с тем Денис Меньшов пока так и не объявлен победителем - ситуация более чем пикантная! А вот историю Вуэльты переписывать не хочется, пусть остаётся такой, какая есть, в назидание потомкам.

Что же ждёт спортсменов в 2006 году? 21 этап и 3129.2 километров.  Впервые с 1995 года часть гонки пройдет по провинции Галисия. Значительная часть маршрута проложена на юге Испании, где в условиях конца лета температура будет доходить до 45 градусов в тени. Наряду с 7-ми километровым прологом (командная разделка), Вуэльта-2006 будет иметь еще две разделки с общим километражем 68 км. Первая разделка пройдет в конце второй недели гонки, вторая состоится в предпоследний день соревнований.

А теперь этапы Vuelta-2006:

26 августа - 1 этап: Пролог в Malaga, командная разделка 7.2 км, TTT
27 августа - 2 этап: Malaga - Cordoba, 167 км
28 августа - 3 этап: Cordoba - Almendralejo, 220 км. Один из самых тяжелых этапов гонки. Во-первых, он самый длинный, а во-вторых, изнуряющий по жаре.
29 августа - 4 этап: Almendralejo - Caceres, 142 км
30 августа - 5 этап: Plasencia - La Covatilla (Bejar), 178 км. Тяжелый горный этап.
31 августа - 6 этап: Zamora - Leon, 155 км
1 сентября - 7 этап: Leon - горный финиш на Col de El Morredero (Ponferrada), 148 км
2 сентября - 8 этап: Ponferrada - Lugo, 173 км
3 сентября - 9 этап: A Fonsagrada - Col de La Cobertoria, 206 км. Еще один тяжелый горный этап.
4 сентября - день отдыха
5 сентября - 10 этап: Aviles - Museum Altamira (Santillana del Mar), 190 км
6 сентября - 11 этап: Torrelavega - Burgos, 165 км
7 сентября - 12 этап: Aranda de Duero - Guadalajara, 162 км
8 сентября - 13 этап: Guadalajara - Cuenca, 170 км
9 сентября - 14 этап: Cuenca - Cuenca, разделка 33 км, ITT
10 сентября - 15 этап: Motilla del Palancar - Almussafes, 175 км
11 сентября - день отдыха
12 сентября - 16 этап: Almeria - Calar Alto, 145 км. Этап короткий, но один из тяжелейших.
13 сентября - 17 этап: Adra - Granada, 167 км
14 сентября - 18 этап: Granada - Sierra de la Pandera, 153 км. Последний горный этап.
15 сентября - 19 этап: Jaen - Ciudad Real, 195 км
16 сентября - 20 этап: Rivas Futura - Rivas Vaciamadrid, разделка 28 км, ITT
17 сентября - 21 этап: Madrid - Madrid, 150 км

Горные этапы Vuelta - 2006

Всего будет семь горных этапов, из которых четыре по-настоящему тяжелых. Среди горных этапов не будет пиренейских. Гонщиков ожидают 4-е горы высшей категории, 10 первой, 4-е второй и 14 гор третьей категории.


5 этап - два подъема первой категории, один второй и финиш на подъеме высшей категории в центре зимних видов спорта Covatilla, 1960 м

7 этап - подъем третьей категории Puerto del Manzanal, 1230 м
и горный финиш на Col de El Morredero (Ponferrada), 1750 м

9 этап - два подъема первой категории, потом третьей категории, переходящий в подъем высшей категории и финиш на вершине подъема первой категории на высоте 1180 м

11 этап - подъемы второй, первой, потом третьей категории
- Puerto de Bruguia, 720 м
- Puerto del Escudo, 1011 м
- Puerto de Carrales, 1020 м

16 этап - два подъема первой категории
- Velefique, 1800 м
-
Calar Viola, 2160 м
и заключительный подъем высшей категории у обсерватории Calar Viola, 2090 м

17 этап - подъемы второй, третьей, потом первой категории
- Puerto de Albodón, 1100 м
- Alto de Lanjarón, 675 м
- Alto de Monachil, 1490 м

18 этап - подъемы третьей и второй категории, завершаемые финишным подъемом высшей категории, 1840 м

 

На этих страничках с изложением истории гранд туров упомянуты многие имена, чьи-то лица мне удалось показать, о ком-то удалось сказать несколько слов, но ещё многие легендарные личности велоспорта остались вне поля зрения. А вспомнить о них стоит. Приглашаю всех интересующихся заглянуть на сайты Monuments in Cycling и Memoire du cyclisme, где можно частично восполнить имеющиеся пробелы.

Источники статьи: http://cyclingworld.narod.ru/vueltahis.html

http://velopiter.spb.ru/velosipedizm/

http://www.lavuelta.com/

http://www.torelli.com/raceinfo/vuelta/vueltahistory.html
http://usuarios.lycos.es/lmgf/historia.htm
http://www.as.com/especiales/2001/vuelta/historia/historia.html

http://www.diariodeleon.es/especiales/2004/vuelta04/noticia.jsp?TEXTO=100000002506
http://www.geocities.com/mcdepicciotto2001/NACELAVUELTA.html
http://www.cyclingrevealed.com/aug05/cover.html

 


P.S. Сегодня 14 февраля 2006 г  Денис Меньшов признан официальным победителем Вуэльты 2005! Закономерный конец. Но, ни помпы, ни фанфар. Обидно!

 



Hosted by uCoz