Дополнение Виталия Брагаренко к статье "Один тактический приём"
Спуски-подъёмы

Интересное дополнение к статье прислал Виталий Брагаренко из Кишинёва, Молдова. Он рассмотрел случай последовательного расположения участков спуска, прямолинейного и подъёма. Задача решалась при тех же предположениях, что и при рассмотрении случая спуск-подъём, а именно:

1) параметры спуска и подъёма - качество дорожного покрытия, протяжённость, уклон - одинаковы;

2) параметры прямолинейного участка такие же как и участков спуска-подъёма;

3) накат при переходе от участка спуска к прямолинейному или участку подъёма отсутствует, т.е. скорость при переходе от участка к участку меняется мгновенно и скачкообразно.

В дополнения к трём приведенным допущениям принимается, что скорость на участке подъёма конечна, а на спуске и прямолинейном участке может неограниченно, вплоть до бесконечности, возрастать.

При этих предположениях независимо от скорости спуска средняя скорость после прохождения всех трёх участков не превышает утроенной скорости подъёма. Результат этот также не зависит от протяжённости участков и порядка их прохождения. Подчеркну ещё раз для въедливых: средняя скорость не превышает утроенной скорости подъёма независимо от порядка прохождения участков при условии отсутствия наката. Наличие наката делает участки неодинаковыми, т.е. средняя скорость зависит от порядка прохождения участков и будет наибольшей в случае спуск-прямо-подъём, и наименьшей в случае подъём-прямо-спуск. Если же скорость на прямолинейном участке сохранится конечной, то средняя не превысит величины 3*Vпод/(1+Vпод/Vпрямо). Я не привожу вывода расчётных формул для рассматриваемого случая, т.к. он с очевидностью вытекают из соотношения (1) основной статьи.

Приведённые результаты ещё раз подчёркивают значимость прохождения участка подъёма по сравнению с прямолинейным участком и участком спуска. Цитирую далее слова самого Виталия:

"... самое главное здесь то, что если "провален" один участок трассы (хуже всего - горный), то и общий результат гонки невысок"!

С благодарностью отмечаю, что Виталий не остановился на этом, а проверил свои собственные выводы общением с профессионалом. Привожу ещё раз его слова: "Долго пытал по теме бывшего гонщика (гонялся в проф. команде). Конечно такую теорию он не изучал, но практика такова: наибольший силовой и интенсивный упор - на самые тяжелые участки, где все и решается. А подъезжать к этим участкам можно и "не торопясь". Относительно ветра - то же".

Приведённая оценка хорошо согласуется с опытом реальных поездок. Например, при прохождении трёх участков со скоростями Vсп=50 км/час, Vпод=10 км/час Vпрямо=30 км/час средняя скорость никогда не превысит 3*Vпод=30 км/час, как бы вы не напрягались на спуске и прямолинейном участке. Для участков протяжённостью 10 км средняя скорость составляет 19,565 км/час, предельное значение в 30 км/час достигается только при равенстве бесконечности скоростей спуска и на прямолинейном участке. Если же скорость на прямолинейном участке останется равной 30 км/час, то средняя не превысит величины 3*Vпод/(1+Vпод/Vпрямо)=22,5 км/час.

ОН и В.Брагаренко

 

Главная страница

К основному тексту статьи

Оглавление раздела



Hosted by uCoz