Здесь дышится легко. Вольное.

                                                   
Друг милый предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А.С. Пушкин

У большинства людей жизнь проходит в радиусе одного километра от дома. Один и тот же маршрут: дом – работа – магазин – дом. И только велосипед позволяет с пользой для здоровья расширить этот круг до 100 – 200 километров. Но вот проблема: чем больше ездишь, тем меньше остаётся мест, в которых ещё не бывал. А ведь едешь, в основном, за новыми впечатлениями, новыми красотами. Выход один – освоение новых транспортных средств, способных доставить байкера с велосипедом к месту старта, и возвращение домой теперь уже своим ходом. На первом плане, понятно, пригородные электрички, затем поезда дальнего следования и, наконец, самолёты с теплоходами. Но прежде чем отладишь технологию, найдешь оптимальные места погрузки, познакомишься с местными особенностями, поведением проводников в частности, – совершишь несколько пробных поездок в манящую сюрпризами неизвестность. А потому для первого раза нами с женой была избрана поездка в места знакомые, в Вольное, с возвращением домой через Гвардейское, Черкасское и Песчанку.

Волновалась в первую очередь жена, и не мудрено, у неё Салют, переделанный в байк, но байком так и не ставший. Можно навесить Shimano, Sachs, манетки там разные, но с весом 21 кг ничего не сделаешь. И взгромоздить эти килограммы в вагон нежным женским ручкам ой как не просто!

На мосту через Днепр

А тут ещё облюбованная для погрузки платформа Нижнеднепровск, что рядом с проспектом Правды, оказалась не самой лучшей: плоскость платформы на уровне рельс, и до пола вагона путь лежит по трём милым ступенькам и через полметра пустоты до них. Но вот подъехала электричка, и проводник, завидевший нас с великами, вопрошает, есть ли у нас билеты и оплачен ли провоз велосипедов. И, о чудо, купленные билеты и проявленная готовность оплатить провоз великов на месте, вдруг превращают проводника и подоспевшего к нему на помощь кассира в людей милых, предупредительных и галантных. И, как оказывается в дальнейшем, без какой-либо личной заинтересованности с их стороны. Деньги за провоз великов оплачиваются кассиру, которая всячески старается взять с нас подешевле, объясняет как вести себя, если нагрянет контроль. Проводник при этом помогает поднять мне велики и предлагает свободный тамбур в другом конце вагона для их размещения на время пути, отбивает атаки недовольных нашим присутствием дачников, сидящих с тачками и лопатами в обнимку. Ну, хватит об обыденном. Скажу только ещё, что при выгрузке в Вольном проводница соседнего вагона, чей открывающийся тамбур был теперь к нам ближе, и помогала, и смотрела на нас с таким сочувствием, как будто мы были её детьми, или беженцами из мест боевых действий. Так что мнение о том, что украинские проводники идут по степени вредности сразу за украинскими таможенниками, не оправдалось, по крайней мере, в этом частном случае.

Выгружаемся на станции и, быстро преодолев участок щебенки, вылетаем на сельскую улочку, ведущую к трассе Москва-Симферополь. Только теперь понимаем, что электричка тащила с собой воздух в вагоне от самого Днепра. Его мы просто не замечаем в городе. Не замечаем потому, что он мёртв, в нём нет никаких запахов, кроме запаха гудрона, автомобильных шин, выхлопов, запахов шлака, пыли и асфальта. Иногда во время сильной грозы или ветра он оживает, но не надолго. Здесь же воздух накатывается волнами и, хотя обоняние у человека не такое как у собаки, ты вдруг обнаруживаешь, что оно есть. Вот пахнет трава и пожухлые листья, а теперь потянуло костром. Через двадцать метров запахли доски нового забора, а это шашлык жарится прямо во дворе. Вот опять просто чистейший воздух – это озеро слева от дороги. Даже запах кизяка и навоза из дворов приятен! Как там у Высоцкого: “Кто сказал, что земля умерла ...? Нет, она затаилась на время!”

За поворотом – Вольное. Люди здесь испокон веков живут свободолюбивые и запасливые. Может, название влияет, может кровь запорожская, в их жилах текущая, а только именно по этим местам граничили запорожские земли с половецкими. Здесь отбивались от татарских набегов. Сохранились остатки крепости на господствующей высотке, где лет 30-40 назад всё ещё можно было потрогать своими руками. Теперь это сложнее: на этом месте теперь МТС и так запросто не побегаешь. Так что, если воинственные качества населением порастрачены, запасливость сохранилась. А запасали во все времена кто хлеба мешок, кто муки или сахара возик, а кто и ружьишко, пулемётик исправные. Так вот родственничек моего друга Саши Бурчака во времена оно запас на чёрный день гарматку справную, трёхдюймовую. Выехал как-то погулять по округе, гарматку, понятное дело, с собой прихватил, для уверенности. Глядит, на холме офицер на коне гарцует, в бинокль по сторонам посматривает. Загорелось сердце молодецкое, закружилась головушка буйная. Загнал снаряд в казённик, замком щёлкнул, за бечёвку дёрнул. От офицера и коня только чеботы в разные стороны полетели. Так что проезжать Вольное нужно быстро, не задерживаясь. Рядом теперь танковые части стоят, вдруг кто погулять на танке выедет, велосипедистов на холме заметит ...

Пустой полигон пролетает быстро, и не впечатляя более. Не он здесь главный. Главный – солдат, идущий от матери с арбузом под мышкой, невеста в фате у входа в церковь на окраине Орловщины, старушка, продающая яблоки, грибы и тараньку на сельском базаре у дороги. Главная - жухлая трава и прозрачные воды мелкого болотца, так густо населённого живностью летом. Осень, сезон охоты в разгаре. Оставь надежду, всякий птах летящий! Но нет, есть и приятные минуты! Навстречу быстро движется группа велосипедистов! Явно не местные. Скатанные прекрасно, воспитанные в лучших культурных традициях коллективных велопоходов. Лидер предупреждает едущих сзади о препятствиях на дороге. Весёлые мордочки девчонок говорят о том, что дорога и груз в рюкзаках им в радость. Приветствуем друг друга улыбками и жестами. И хоть это пока и не маршрут ЕвроВело, и не велодорожка ухоженная, всё равно приятно, что места не забыты и дарят другим людям радость!

У реки Песчанки

Останавливаемся на привал и перекус на берегу Песчанки рядом с мостом. Работа, проведённая с женой на кухне, не прошла даром. Сама везёт сумочку на багажнике со всякой снедью. Здесь и картофель отварной с огурцами и помидорами, яйца варёные, отбивные куриные, да на десерт – два Сникерса импортных, арахисом наполненных. Да вот незадача, промашка вышла обидная: картофель, отбивные и помидоры положены в одну ёмкость и пристроены на багажнике тряском. Лучше миксера, чем тот багажник, нам теперь не найти. Всё превратилось в равномерную розовую кашицу. Вкус утрачен вместе с формами. Зато есть разовые тарелки, вилки, стаканы и подстилка, на которой мы всё это и съедаем. Жена наваливается на Сникерс, я предусмотрительно жду, что же будет. Одолеть его она не в силах и усиленно предлагает мне. Мне же и на свой смотреть противно. Складываем остатки в подседельную сумку и везём домой. Так Сникерс и ездит теперь в ней в последующих поездках, а в отчётах появляется однообразная запись: Сникерс опять не сожран!

Осень в этих местах стоит не долгая. Но красотою наполнена до краёв. Смешанный лес поражает желтизною клёнов, спокойной зеленью сосен, вдруг вспыхнувшим костром рябины. Вместе с последними домиками Песчанки уплывают вдаль редеющие сосны, вызывая в душе чувство утраты. Впереди пустые поля и город. Мы возвращаемся в нашу прежнюю жизнь стремительно и резко. Наполниться бы этой красотой, насмотреться, надышаться про запас на всю скучную чёрно-белую зиму.

ОН


©    Опубликован в информационно-аналитическом WEB-еженедельнике ВЕЛОСИПЕДИЗМ, №110, 2005 г.



Hosted by uCoz