Подбор фототехники для съемки в путешествии |
20.01.2007 г. |
Александр Сахаров |
Частное мнение по поводу подбора фотоснаряжения для велопутешествия. Путешествия - это здорово! Новые красивые места, новые города, новые знакомые. И очень хочется сохранить все это не только в своей ненадежной памяти, но и на фотографиях и в видеофильмах. О фототехнике хочу поделиться в этой статье своими соображениями. Иными словами, это мое личное мнение, никак не претендующее на "правду в последней инстанции". Прошли те времена, когда из зеркальных аппаратов были с изрядными проблемами доступны только Зениты, а из компактных - Смены. Выбор производителей техники сейчас очень широкий, выбор моделей - еще шире. И как всегда, встает проблема выбора.
В том, что пленочная техника себя уже отжила, никого убеждать не надо. Осталась цифра. Огромное разнообразие цифровых компактных камер - мыльниц, и ощутимо меньшее разнообразие зеркалок. Первые - маленькие, легкие и относительно недорогие. Вторые - побольше, потяжелее и подороже. И те и другие с кучей мегапикселей. Что предпочесть? К сожалению, этот вопрос не имеет ответа. Потому что камеры в каждом из этих двух классов имеют свои уникальные особенности. Зеркальному фотоаппарату не сравниться по компактности, мобильности и незаметности с "мыльницей", а ей никогда не достичь качества картинки и гибкости зеркалки с принадлежностями. Не стоит противопоставлять один класс камер другому. Они дополняют друг друга.
Мы едем в путешествие. Мы долго готовимся к нему, планируем время, финансы, маршрут, компанию таких же влюбленных в странствия друзей. Каждое наше путешествие уникально. И проходит оно совсем не в тепличных условиях. Как будет обидно, если в начале пути по экзотической стране наш замечательный фотоаппарат выйдет из строя и не даст возможность запечатлеть красоты тех мест, в которых, возможно, больше никогда не удастся побывать. Теоретически можно на месте купить другой. Практически, к сожалению, это не всегда реализуемо. Отсюда вывод - аппарат должен быть не один. И если идея "две или больше камер на одного человека" кажется Вам чрезмерной, а путешествуете Вы не один, а с мужем/женой/другом/подругой, хорошим вариантом будет наличие по одному аппарату на каждого в паре. Даже если один выйдет из строя, второй аппарат сохранит уникальные моменты путешествия. Совместимость этих аппаратов по формату флэш-карточек, аккумуляторов и прочих дополнительных принадлежностей тоже будет плюсом. Для некоторых такое решение представляется излишне "тяжелым" с точки зрения цены. Но путешествие само по себе недешевое занятие. И стоимость фотоаппарата чаще всего составляет не самую существенную долю в этих затратах. А учитывая, что служит он в среднем сильно дольше, чем одно путешествие, есть над чем задуматься.
Теперь стоит подумать о том, как будут использоваться Ваши снимки. Пару раз показать друзьям-знакомым, записать на CD/DVD диск и забыть? Или отобрать лучшие, напечатать в не самом мелком формате (благо, фотопринтеры стали очень доступны), подарить уникальное произведение кому-то, кто сможет его оценить. Напечатать в большом формате и поучаствовать в выставках? Или закачать свои шедевры в один из фотобанков и начать зарабатывать деньги на хобби? Если Ваш выбор первый вариант, Вам подойдет любой аппарат. Если же Вы искренне верите, что увидите и сможете запечатлеть в этом мире что-то такое, что будет интересно не только Вам, стоит читать дальше. Особенностью съемки в путешествии, целью которого будет не только фотосъемка, бывает нехватка времени. Нет времени, чтобы спокойно походить вокруг интересного объекта, выбрать самый удачный угол съемки и самое удачное освещение. Часто нет возможности попросить членов группы занять более живописное положение на фоне античных развалин (они постоянно куда-то разбредаются), нечем или просто неудобно подсветить резкие тени на портрете аборигена в яркий солнечный день. По сути - это репортаж. Или почти репортаж, с редкими возможностями потратить на фотографирование чуть больше времени во время привала. У репортажной съемки свои законы. Один из них - по минимуму тратить время в процессе самой съемки на технические детали, оставляя их "на потом". В эпоху пленочной фотографии это означало дополнительную работу при проявлении пленки и при печати фотографий. Сейчас темные комнаты с увеличителями заменили большие мониторы и мощные компьютеры. Но и они не всесильны. Чем лучше будет исходный материал, чем меньше у снимка будет шумов, дефектов и ограничений, тем реальнее получить из него в дальнейшем высококачественный результат. В случае цифровой фотографии это значит одно - использовать формат RAW. То есть получать не сжатые фотоаппаратом картинки в jpg с урезанной глубиной цвета и неприятными шумами и артефактами сжатия "исходный материал", а то, что увидела светочувствительная матрица фотоаппарата. К сожалению, новые модели цифромыльниц все реже и реже имеют эту функцию. Зеркальные фотоаппараты, кажется, еще не начали делать без поддержки RAW. Оборотной стороной использования этого формата будет больший размер фотографий в мегабайтах и потребность в дополнительной обработке после съемки. Но падение цен на цифровые носители - флэшки и возможность последующей пакетной обработки фотографий (хоть 1000 кадров за раз) решают эти проблемы. А результат, поверьте, стоит того.
Выбор типа фотоаппарата
Компактные фотоаппараты Минусы тоже присутствуют: - более низкое качество изображения, шумы маленькой матрицы. Пожалуй, для меня это один из главных "минусов". Маленькую шумную матрицу не вылечить ничем, даже самой изысканной постобработкой. - медленная реакция на действия фотографа - "тормознутость". Человек, первый раз берущий в руки цифромыльницу, бывает поражен ее неторопливость. При включении она неторопливо прогружается, двигает туда-сюда зумм объективом. При наводке на резкость с большим трудом фокусироваться даже на медленно движущийся объект. О съемке динамичных сюжетов без специальных приемов можно забыть. А ведь далеко не всегда нам будут позировать!
Зеркальные аппараты
- наличие RAW формата и, часто, возможности записывать одновременно RAW и JPG. Этот режим очень удобен, так как за счет незначительного дополнительного расхода места на флэш-карточках совмещает в себе все плюсы обоих форматов. Опять же, если Вы взяли с собой цифровой альбом с приличным экраном, возможность рассмотреть детали снимков в jpg на этом альбоме всегда полезна. RAW такие альбомы почти никогда не дают посмотреть с увеличением. Фотоаппараты, к стати, тоже. - наличие немыслимого для компактных камер разнообразия дополнительных принадлежностей (объективов, фотовспышек и т.д.). - большие размеры и вес позволяют более удобно держать аппарат в руках, снимать при более длинных выдержках без штатива. - намного более высокое, чем у компактных камер, быстродействие. Хорошо подходят для съемки динамических событий. - возможность в автоматическом режиме снимать серию из 3х кадров с разной экспозицией (автовилка). Очень помогает при съемке сюжетов с большим диапазоном яркостей для дальнейшей обработке по методу HDR.
Минусы - большая цена. Зеркалка дороже компакта, а с набором объективов существенно дороже. Цены на комплект (корпус + штатный зумм объектив начинаются примерно с 20тыс. рублей (около $800). - зеркальная камера менее оперативна. Ее трудно положить в карман "на всякий случай". - периодическая необходимость в очистке матрицы от пыли. Последние модели уже стали выпускаться в "пылестряхивающем" исполнении, но их пока мало и всех проблем с пылью они не решают.
Теперь, основываясь на всем выше сказаном, попробуем подобрать оптимальный фотокомплект для путешествия.
С моей точки зрения он мог бы быть
следующим: - нетяжелая зеркальная камера среднего ценового диапазона. Начальные модели слишком "пластмассовые" и ограниченные по функциям, старшие - удел профи из-за веса и цены. - качественный зумм объектив среднего диапазона. Что-нибудь типа 24-105/4. Наличие оптической стабилизации изображения всячески приветствуется. - качественный и не очень тяжелый светосильный объектив "нормального" фокусного расстояния. Например, 50/1.8 или 50/1.4 . Позволит снимать практически в темноте. - если этого диапазона будет не хватать (а выяснится это после первого же путешествия), можно будет со временем добавить объективы типа 17-40/4, 70-200/4, 100/2.8макро и т.д. - хорошая внешняя фотовспышка. На ней лучше не экономить. И в интерьере поможет сделать качественный снимок, и в яркий солнечный день тени подсветить. - комплект запасных аккумуляторов для фотоаппаратов и вспышки. Не вредно знать, сколько фотографий в среднем позволит сделать Ваша камера без замены аккумуляторов. Среднестатистическая зеркалка на "одной зарядке" на не очень замученом аккумуляторе позволяет отснять около 500 снимков RAW+JPG. - штатив с шаровой головкой. Пусть небольшой и легкий, но без него многие кадры будут невозможны. - флеш-карточки. Их должно быть "с
запасом". За съемочный день при
настройках RAW+JPG один гигабайт
отснимается без проблем. Альтернативой
может служить меньший объем карточек
плюс мультимедиа альбом с жестким
диском и хорошим экраном. Такие,
например, Epson делает. Но стоят они
немало, да и вес имеют. - набор для ухода за фототехникой. Салфетки для оптики, "швабры" для светочувствительной матрицы цифрозеркалки, жидкость для чистки оптики. - комплект светофильтров. Полезен хороший поляризационный фильтр для притемнения неба, оттененный градиентный серый для тех же целей. - хорошая фотосумка, куда все это можно будет сложить. Сумка не должна промокать под дождем. Желательно, чтобы при этом в сумке еще осталось место "на вырост".
Выводы
Удачных путешествий и хороших снимков! |