Четыре дня из жизни велосипедиста
Земля, Европа, Украина, 2005 год

День первый. 10 августа. Перещепино

Вставайте рано, крепко руль сожмите,
Педаль податливую трогайте ногой,
И на вершину душу поднимите,
Которая в победе над собой!

Выезжаю практически по плану - в 7.55, не утерпел всего 5 минут. После неудавшейся поездки в Лозовую, когда всем семейством пришлось вернуться со станции - сели не в ту электричку, чёрт бы её побрал! - это требует немалых усилий. Как-никак отменилась поездка, к которой готовились почти полгода. Но сумел настоять, хотя семейство готово было героически ожидать следующей электрички почти 5 часов при температуре 11°С. И никогда потом не жалел об этом: ошибка ясно показала, что мы были не готовы. Не готовы подняться так рано и собраться без нервов, не готовы не сорвать напряжение друг на друге по дороге на станцию, не готовы не показать обиду. В результате пришедшая вне расписания электричка на Синельниково была принята за Лозовскую и наши мечты разом перешли в малоприятные воспоминания. Допустить этот позор второй раз - ой как не хочется!

Едва успел выехать на запорожскую трассу и свернуть к аэропорту, как отвязывается сумка с едой на багажнике. Торопливо увязываю, стартую и сворачиваю на Яснополянскую. Второй раз сумка отвязывается за заводом Иста на левом берегу Днепра и Самары - мандраж не проходит до самой посадки в электричку. Увязываюсь снова и прибываю на станцию Депо-узел Южный к 8.47 с 15 минутным запасом до прихода электрички. Вот и решай, что лучше: подняться раньше, не выспаться и досыпать потом всю дорогу, но зато до станции ехать не спеша, или выспаться и добираться до неё мандражируя. Что характерно, приезжаешь на станцию практически в одно и то же время, только внутреннее состояние разное. Слава Богу проблемы на этом заканчиваются, дальше всё идёт как по маслу.

За время поездки в электричке прихожу в себя, успеваю проголодаться, поесть и снова проголодаться. Делаю вид, что не замечаю голода. Кормиться снова будет слишком жирно, а если брать с собой столько еды, сколько хочется, то придётся путешествовать не на велосипеде, а в фуре с едой. Хотя в вагоне все едят и едят беспрерывно, как будто это и есть главная цель их поездки.

Между тем, вопрос о еде - отнюдь не праздный. По расчёту при общем наборе высоты за поездку 666,7 метра и средней скорости 24 км/час на протяжении 125 км пути расход энергии составляет 4700 кКал (при биомеханическом кпд 25%), что превышает нормальный дневной рацион практически в два раза. Так что, решая сколько взять с собой еды в дорогу, какой именно и как разместить её, вспотеешь не меньше чем в дороге.

Вагон переделан из обычного плацкартного, туалеты превращены в дополнительные тамбуры, так что с размещением велосипеда проблем нет - помещается в тамбуре отлично и не доставляет никаких хлопот ни мне, ни переходящим из вагона в вагон пассажирам. Вообще велосипед вызывает интерес только у проводников и контролёров, причём, главным образом потому, что велосипедная братия стремится сэкономить на оплате его провоза, а проводникам брать оплату за него почему-то стыдно и неудобно. Начинается ёрзание и неловкие вопросы типа: "А далеко ли вы едете?". Хотя интересует всех одно - оплачен ли велосипед?, и чего ждать дальше - спокойной дороги или скандала с контролёром. Вот такая странная, скажем прямо, не европейская нерешительность. Нет чтобы не пустить в вагон без велобилета, но зато и место и вагон оборудовать по-человечески.

Проводница при подъезде к Перещепино совершенно умилила словами: "Город Перещепино! Вокзал закрыт, касса тоже на замке! Ехать никому никуда не надо ..." А между тем, даже не воскресенье - 10 августа, среда, 11.30 дня. Со времён Петра здесь ничего не изменилось. Выгружаюсь и стартую всего на 10 мин позже запланированного, так что придираться к УкрЗализныце нечего: при стоимости проезда  2,98 грн для меня и 2,26 грн для велосипеда (в общей сложности 1 доллар за ~70 км пути) это, пожалуй, будет слишком!

По Перещепино проезжаю без особых впечатлений. Обычный городишко, каких тысячи. Только на выезде обнаруживаю арку с датой основания города - 1764 год, т.е. город старше Днепропетровска лет на десять. Обгоняю какую-то девчушку на велике, впечатление такое, что боится догоняющего. Видно в городе не всё так просто, как кажется.

За городом начинается бесконечная трасса Москва - Симферополь, или как её теперь называют Дорога жизни. Скорее смерти, чем жизни, - могил на обочинах всё больше и больше. После известного указа Президента об упразднении ГАИ, водители, и без того безбашенные, ведут себя так, как будто кроме них на дороге никого. Может они думают, что едут по пустыне, по трассе Париж-Даккара, например. Совершают такие жуткие встречные обгоны, что, даже при ширине велосипеда полметра, не знаешь куда от них деться - идут напролом по встречной полосе, не вспоминая ни о каких правилах! В другой раз меня обгоняет КАМаз, и сразу после обгона подрезает, почти сталкивая на обочину. Приходится тормозить, чтобы разъехаться с его метровыми колёсами: КАМаз не легковушка, если въедешь - мало не покажется! Зеркало заднего вида разбито, половина его просто вывалилась, так что меня он даже не видит. Очень хочется двинуть ему в ту часть, которая должна была отражаться в зеркале.

Постепенно раскатываюсь и начинаю набирать желаемый темп. К тридцатому километру (высота 129,4 на генштабовской километровке) средняя скорость от начала пути приближается к 24 км/час - начинаю навёрстывать потерянные из-за хождения на станциях 1,5 км/час ср.скорости. Скажу откровенно, выкладываюсь здорово. На каждом подъёме стараюсь идти "танцовщицей" и, надо заметить, с большим успехом. Выглядит это следующим образом: сначала иду накатом сидя, работая на большой передаче сколько возможно, затем начинаю работать "танцовщицей" на той передаче, на которой шёл наверх. Когда заканчиваются силы, сажусь, сбрасываю передачу и дотягиваю в горку сидя в седле и на низкой передаче. Мне кажется, весьма эффективно.

На выезде из Голубовки (40-й км) оказываюсь в 12.26, на 5 мин позже запланированного времени. Делаю первую остановку с перекусом - съедаю половину супа из термоса с остатками хлеба от трапезы в электричке. Дальше за парой небольших подъёмов начинается десятикилометровый спуск к Губинихе, который позволяет ещё больше сократить отставание и поднять среднюю скорость до 25,4 км/час. А вот по чистому времени уже обгоняю график на 3 мин, значит резервы энергетики есть. Тщательно заношу цифры в протокол поездки. Всё это ради проверки и отработки методики планирования маршрутов, над которой работаю последнее время. Она учитывает главные возмущающие факторы - рельеф и влияние ветра и, конечно же, меня самого как велосипедиста. Последняя часть постоянно меняется, меняется физическая форма от поездки к поездке, меняются затраты времени на перекус и сами знаете на что на остановках и т.д. Но постепенно всё отслеживается и учитывается в последующих поездках, и графики плановый и фактический начинают выглядеть примерно так.

   

Синяя ломаная линия - фактическая и то, что она идёт на правом графике ниже малиновой - плановой как раз и говорит о том, что я постепенно опережаю плановый график.

В Губинихе большущий базар и длиннющий пункт обслуживания дальнобойщиков. Всё сильно напоминает цыганский табор или, скорее, водопой слонов в саванне. Только на водопой пришли и медленно перемещаются от точки к точке не слоны, а разноцветные фуры. Через каждые 20-30 м - дымящиеся мангалы с шашлыками и старушенциями, торгующими варёной кукурузой. Здесь же можно купить прочую снедь и разные тряпки. Осторожно обминаю это живущее своей жизнью сборище. На выезде - рукава то ли Самары, то ли Кильчени, где я делаю очередную остановку и перекус - доедаю остатки супа. Позади 50 км. Вода в рукавах чистейшая, так и хочется искупаться. Но плавок с собой не брал. Нужны не только плавки, а и полотенце или сменная одежда. В мокром не поедешь, последствия сразу будут катастрофические - потёртости и прочая. На всё это нужен рюкзак, а его нет пока что. По той же причине не беру и фотоаппарат, так что запечатлеть окружающие красоты смогу нескоро.

Так выглядит Губиниха в OziExplorer'e

Так выглядит район Губинихи в OziExplorer'e

Стартую в горку - подъём недлинный, всего 770 метров, но довольно крутой - максимальный уклон более 10%. За ним спуск к развилке с сюрпризом: на обеих сторонах дороги указатель Вольное. Как в сказке: налево пойдешь - коня потеряешь, направо - ..., впрочем всё равно конец. Выручает карта, распечатанная на компьютере, по ней выбираю дорогу налево, напрямую через Вольное. Правая, кстати, тоже ведёт в Вольное, только в объезд. Вообще, такая карта очень полезна: придаёт уверенности в неясной ситуации и, в отличии от типографской, не бережётся. Её можно сгибать как хочется, она одноразовая, и при необходимости распечатывается вновь. Торжество современных компьютерных технологий в действии. Один недостаток: стареет быстро. Если дополнять её спутниковым снимком с хорошим разрешением, уже не ошибёшься. Но это в будущем, впрочем, не столь отдалённом - проект Google Earth уже набирает вполне достойные обороты.

Не выезжая из Вольного, сворачиваю в Гвардейское. Здесь тоже сюрприз: перед каждым КПП поперёк дороги уложена металлическая труба, слегка прикатанная асфальтом. Назначение понятно - заставить снизить скорость проходящий транспорт, которого развелось в этих местах слишком много. Всё те же маршрутки, что и в городе, с такими же водителями, с которыми говорить бесполезно - только трубой под колёса! В Черкасском я эту трубу замечаю слишком поздно, равновесие не теряю, но впечатление такое, будто велосипед подламывается подо мной. Вылетает фляга из флягодержателя, визг тормозов жигулёнка, едущего за мной - прямо ДТП какое-то! Изобретение просто зверское. Останавливаюсь у шлагбаума на выезде из Черкасского, подкрепляюсь третьей частью шоколадки. На часах 14.04 и 70 км как не бывало. Отстаю от графика уже только на 4 мин, а по чистому времени опережаю на 6 минут. То есть в движении навёрстываю, а на остановках теряю, нужно корректировать время остановок с перекусами.

В Песчанке докупаю 1,5 литра минералки. Наливаю сколько входит во флягу, остальное на багажник - до дома хватит. 14.29, 80 км и в ход идёт печенье. Средняя скорость так и держится около 25,4 км/час, то слегка снижаясь, то возвращаясь к прежним цифрам. Дорога здесь ровная как стол, мешает только ветер, временами дующий в лицо. А по прогнозу должен быть в спину, господа метеорологи! Прогноз снят в 22.45 накануне поездки, т.е даже на полсуток качество низкое.

Село Соколово, разъезд. Жаль качество ни к чёрту - мыльница.

Разъезд в селе Соколово. 15.08, 90 км и, наконец, опережение плана на 40 секунд! По чистому времени опережаю график уже на 10 минут. Есть ещё порох в пороховницах! Заправляюсь печеньем с минералкой. Сюда бы томатного сока, холодного, из термоса! Вообще, пищевые пристрастия велосипедиста для постороннего человека довольно странные. Казалось бы солёный томатный сок должен только вызывать жажду. А он её утоляет и восполняет потери солей в организме. Нужно будет взять на вооружение в дальнейшем, но для этого потребуется супы возить не в термосе, а во второй фляге. Установить её на передней нижней трубе рамы, переставив насос на горизонтальную трубу. Кстати, опять о пищевых пристрастиях и потерях солей. После нескольких длительных поездок (за 100 км) по летней жаре, жутко хочется солёных огурцов. Это такая велобеременность. Правда рассасывается бесследно в отличии от обычной.

На въезде в Одинковку, 15.40, 100 км. Иду точно по графику, 19 сек опережения на таком расстоянии не в счёт. Доедаю остатки печенья и вторую треть шоколада. Для тех кто за частыми повторениями подумал, что печенья съеден мешок, сообщаю: его всего была одна пачка, 210 грамм, но зато аж 947 кКал. Те самые быстрые углеводы, которые так нужны сейчас. Какая путаница в Интернете в отношении режима питания в дороге. Одни рекомендуют медленные и длительно усваиваемые углеводы, другие быстрые. Одни говорят о спортсменах, другие о велотуристах. И всё это без учёта расстояния и времени в пути. Какой толк от медленных углеводов в конце поездки, если они эвакуируются из желудка через час и подадут питание к мышцам уже дома? Поэтому тщательно просчитываю рацион питания на маршруте исходя из баланса с ожидаемыми энерготратами с учётом скорости усвоения продуктов. Всё это отнюдь не блажь, а жёсткая необходимость. Кстати, для велопрофи на гранд турах врачи диетологи работают также, только более тщательно.

К заводу Иста, который замыкает круг, подъезжаю в 16.28, объезжая разбитую Томскую аж через Малиновского по правому берегу Самары. Несмотря на лишние километры и два дополнительных моста, так быстрее, а, главное, комфортнее - дорога лучше. Теряю на это и на закупку минералки у платформы Ксеньевка (0,5 литра) 4 минуты и опять отстаю от графика. Съедаю последнюю треть шоколада и на штурм Яснополянской.

Дома в 17.12 опережая график чистого времени на 13 минут и на столько же опаздывая относительно графика реального времени. На 125 км это мелочи, так что методика работает! А вот и графики зависимостей средних скоростей от времени. 

   

Слева - средняя на каждом десятикилометровом участке, справа - средняя от начала пути по велокомпьютеру. Малиновые - планируемые, синие фактические, голубые - пересчёт по зарегистрированному метеорологами ветру. Резкий провал на графиках - хождения с великом на станциях. Средняя скорость по всей поездке - 25,2 км/час несмотря на две остановки на Яснополянской - тянуть в гору нет никаких сил и даже быстрые углеводы уже не помогают. Коэффициент качества поездки - 1,418, похоже налицо явный претендент на лучшую поездку сезона.

Кстати, о Лозовой. Говорят, что отправляясь пешком с санями на Северный Полюс, Фритьоф Нансен трижды стартовал и дважды возвращался к кораблю, каждый раз побеждая в себе мелкое чувство гордости. Я, конечно, не Фритьоф Нансен, но все-таки, как там кричал Виктор Сухоруков в Брате-2: "Русские не сдаются! Мы ещё вернёмся сюда и будем здесь жить!"

ОН

День второй. 13 августа. Днепродзержинск

Без цели
Я из дома выхожу,
Без цели
Возвращаюсь.
Друзья смеются надо мной.

Исикава Такубоку

Два дня на написание отчёта, восстановление и подготовку к новой поездке. На этот раз в Днепродзержинск, хотя разумнее было бы поехать на 80 км и не более. Решение о том, поеду или нет, окончательно не принимаю - нет уверенности, что восстановлюсь за это время.

Накануне отправил жену в Россию, дочка в Симферополе у двоюродной сестры, так что причин сидеть дома нет. По случаю обретения финансовой свободы прикупил велорюкзак Pinguin на 30 литров, второй флягодержатель Author и крепление для насоса. Перенести насос не успеваю, а рюкзак взять в поездку сразу не решаюсь. Хоть он и с сеточкой на спине и ожидается, что спина на жаре потеть не будет, - нужно привыкнуть.

Утром желание увидеть что-нибудь новое возобладало, решаю ехать. Погода благоприятствует: с утра 18,5°С, на небе лёгкие перистые облака и жара в течении дня не ожидается. Из-за запоздалых и суетливых сборов график поездки не составляю и выезжаю только в 9 утра. В отсутствии графика есть своя положительная сторона: буду ехать по самочувствию и без психологического воздействия плановых цифр. Это обеспечит большую чистоту прогноза.

О поспешном решении начинаю жалеть уже в Краснополье после первого же спуска-подъёма (максимальный уклон 10%). Большое желание возвратиться - чем вам не Фритьоф Нансен - сил в ногах нет совсем. Буквально заставляю себя продолжать поездку. Средняя скорость по велокомпьютеру едва переваливает за 18 км/час. Это тоже давит: ведь только начало пути, а что будет в конце? Наконец сильно всхолмлённый участок заканчивается - выезжаю на криворожскую трассу. Дальше тоже холмы до Днепродзержинска и в нём самом, но уже не такие высокие. Скорость на трассе заметно возрастает и к виадуку у поворота на Днепродзержинск приближается к 20,6 км/час. После предыдущей поездки хочется видеть её в районе 25 км/час, но жизнь опускает на землю любого оптимиста.

Останавливаюсь на окраине Днепродзержинска. Время 10.40, расстояние 31,3 км, ср. скорость по компьютеру (AVS) 21,3 км/час. На протяжении всего пути по железной дороге справа проносятся шустрые электрички. Воспоминание о поездке в Перещепино ещё столь свежо, что мысль о том, как приятно было бы сидеть в одной из них с велосипедом в обнимку, не даёт покоя. Устраиваю перекус, достаю термос с супом из мюслей и бутерброд. Справа от меня большой крест-обериг, который красят в жёлтый цвет двое рабочих. С интересом посматривают за моей торопливой трапезой. Уж если здесь такой интерес, то как я буду выглядеть со своим термосом и бутербродами на проспекте Ленина в Днепродзержинске? В результате решаю съесть все 0,5 литра и не смущать прохожих в центре города. В сущности всё это наши жалкие комплексы. На память приходит немец - велотурист, разложившийся с велосипедом на набережной в Ялте. Вот уж воистину ни тени смущения: нужно ремонтироваться - ремонтирует, нужно поесть - ест. Так и надо. Однако, попробуй выдавить из себя этого раба, разросшегося до гигантских размеров.

Въезжаю в город. Днепродзержинск, да простят меня его жители, как архитектурный центр вообще не существует. Может быть кому-то и нравится заводская архитектура - вид больших дымящих заводов - но мне это неприятно. Дорога через город до плотины более 17,5 км не имеет ничего привлекательного, одни только неприятные стороны: весьма разбитая бетонка, местами столь же разбитый асфальт, пересекаемый трамвайными и ж.д. путями. Всё очень мерзко. Где-то затерялся старинный костёл,

      

Костёл Св. Николая в Каменке. Так он выглядел в начале прошлого века.

Костёл Св. Николая в Каменке. Так он выглядел в начале прошлого века.

Костёл Св. Николая. Так он выглядит сейчас.

но сколько ни расспрашиваю прохожих, вразумительных указаний как проехать к нему не получаю. Останавливаюсь в центре у гостиницы Олимпия, только чтобы записать время, километраж и ср. скорость - 11.20, 40,79 км, 21,4 км/час.

Начинаются блукания по городу в поисках плотины. Для человека, знающего дорогу, путь один - лучший, для незнающего - путей легион, но все они никуда не годятся. Каждый новый опрошенный прохожий указывает новый путь, даёт новые ориентиры, но опознать то, что ты никогда не видел, сложно. Местные так уже ездят редко, их путь на левый берег проходит обычно через новый мост, поэтому дорога всё хуже и хуже, вся в рытвинах и ямах. Даже на спусках невозможно развить нормальную скорость. Очередные расспрашиваемые обращают внимание на мой необычный вид и делают вывод: "Это вы путешествуете так". Видимо, сама мысль о том, что сюда можно приехать из любопытства, представляется им странной.

Вот и бывший парк перед выездом на плотину. 11.57, 48,91 км, 20,4 км/час. Средняя скорость падает не намного, но как я потом пересчитываю дома ср. скорость на этом участке 16,7 км/час. Вот следствие блужданий и низкого качества дорог. В протокол поездки в сердцах записываю: по городу ехать невозможно, можно только ползти! Делаю очередной перекус, в ход идёт печенье и томатный сок. Печенье на треть превратилось в сладкую труху, которую я выбрасываю. Как всё-таки не хватает рюкзака! А впрочем, раньше такого не замечалось - опять следствие тряской дороги.

Стартую без задержек. Дальше плотина, огромный разлив Днепра, широченная акватория порта, шлюз (почему-то сухой. Шлюзовать, видимо, некого и нечего), генераторная часть - всё очень привлекательно. За генераторами вдали виднеется металлургический комбинат. Вид на него теперь более интересный, чем в городе. Теперь он контрастирует с простором вокруг и не подавляет своими размерами. Переезжаю ровную как стрела плотину, и на левом берегу отмечаю для себя, что заезжать на плотину всё-таки лучше с левого берега со стороны Елизаветовки - намного легче и приятнее. Останавливаюсь, чтобы ещё раз окинуть взглядом всю эту красоту, весь этот простор, затем резко нажимаю на педаль и уезжаю. Уезжаю, чтобы отдохнуть и снова вернуться. Без всякой цели, а, впрочем, нет - чтобы остаться и уже раствориться в этом просторе навсегда.

Через пару километров город - заповедник чугуна и стали - заканчивается. Начинается просто земля. Украина, Европа - какая разница? Планета Земля, рядом с которой звезда по имени Солнце. Песчинки в бескрайней Вселенной. Здесь живут без конституций и законов, по законам вечности. И рождается здесь не дым и копоть, а красота. Голубые озёра, например. Останавливаюсь, 12.41, 60 км и 20,8 км/час по велокомпьютеру. Середина пути. Опять жалею, что не взял с собой плавки. Пляж прекрасно обустроен, солнца нет, можно покупаться, поесть и отдохнуть перед обратной дорогой. Не судьба. Стартую и постепенно раскатываюсь. Всё теперь легко. Скорость быстро возрастает, достигая к 70-му километру 25 км/час (13.19), а к 84-му у поворота к Кировскому - 27,43 км/час (14.02). Конечно это ср. скорость на участке от предыдущей остановки, AVS так быстро не меняется, но тоже переваливает за 22 км/час.

Следующая остановка в центре Кировского, 14.43, 95 км, 22,6 км/час (AVS). В ход идут быстрые углеводы - шоколад. Решаю изменить маршрут. Раньше из Кировского сворачивал в районе кладбища и по бетонке выезжал прямо к мосту через Днепр. Бетонка никудышняя, плохо состыкованные плиты, на каждом стыке резкий удар. Теперь проезжаю место, где сворачивал раньше, выезжаю из Кировского на Передовую, еду до виадука на донецком шоссе и только за ним сворачиваю к Кайдакскому мосту. Это несколько удлиняет маршрут, зато качественная дорога позволяет сохранить высокую ср. скорость на участке (26,3 км/час, на AVS 23 км/час) аж до самой остановки на набережной у поворота на Горбатый мост. 108 км позади. Снова поедаю треть шоколадки и чувствую заметный прилив сил. На этот раз никаких кризисных явлений ни на 100-ом, ни на 110-ом километрах. На набережной у первого массива Победа AVS достигает максимума - 23,2 км/час, впрочем, смотрите сами.

   

Синие графики - фактические скорости, голубые - пересчитаны с учётом реального ветра. Похоже держался неплохо и совпадение хорошее. Провал ср. скорости на левом графике - блукания в Днепродзержинске.

Редкие капли дождя на набережной и рекордно быстрый для меня подъём по Яснополянской - 21,3 км/час. Спасибо быстрым углеводам.

Общий итог - дома в 16.32, 5.30 чистого времени в движении, 126 км и 23,0 км/час AVS. Коэффициент качества поездки - 1,294, тоже не так уж плохо. Пересчитав набор высоты на участке до Днепродзержинска, вообще умиляюсь - более 8 м на километр пути - самая значительная цифра за всю историю поездок. Значит, поездка объективно тяжелее многих! Хорошо, что не потащил с собой девчонок - просто не имел такой возможности - попадали бы, не доезжая до Днепродзержинска. Вы скажете: "Ну и что?! И зачем? Всё без цели, ничего не нашёл, скорости - так себе. Вот профессионалы на гранд туре, это да!" Да, скорости у них высокие и деньги большие, но что они видят, кроме спины впереди едущего? - Ничего! Так что, скорее всего, просто цели разные.

И ещё: выезжать, по-видимому, нужно раньше - на трассе солнышко припекает, и довольно жарко.

ОН

День третий. 17 августа. Запорожье

Нет прекрасней и мудрее средства от тревог
Чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой нитью стоптанных дорог
Штопаем ранения души.

Юрий Визбор

Установил второй флягодержатель и перенёс насос на горизонтальную трубу. Всё сделал ещё 15 августа, а в поездку готовился 16-го. Все планы изменила погода. По прогнозу на шестнадцатое ветер должен был быть несильный ~2 м/с, температура воздуха днём до 28°С. Однако в 6 утра, когда я проснулся, ветер по данным gismeteo.ru был 5 м/с, встречный с усилением к 9 часам до 6 м/с. Потом он ослабеет, но большую часть пути туда придётся ехать против ветра, а назад с попутным, но слабым. Решаю перенести поездку на следующий день - может ожидаемый ветер будет получше. К тому же получу один дополнительный день на восстановление - после поездки в Днепродзержинск напомнило о себе правое колено. Прошлогодние проблемы с ним делают этот вопрос непростым, нужно чтобы все беспокойства перед поездкой ушли бесследно. Прогреваю колено шерстяным наколенником, растираю бальзамом В.Дикуля, готовлюсь.

Вечером 16-го, когда я снимаю прогноз погоды, обнаруживаю, что ожидается несильный боковой ветер на протяжении всего пути, зато температура днём до 31°С. Так что я выиграл? При такой жаре ехать днём отнюдь не сахар, а если ещё и ветер усилится и поменяет направление, тогда совсем. Вот если бы прогнозу можно было доверять хотя бы на 80%, проблем бы не было, а так приходится ехать на авось. Конечно, серьёзные и качественные прогнозы существуют, например, Ли Брюс из компании Tactical Weather - global adventure meteorology. Но стоят они столько, что позволить себе их может только Фёдор Конюхов, и то при наличии спонсоров. Остаётся одно, перенести старт на более раннее время, часов на шесть, а может и вообще познакомиться с ночной песней шин.

График рассчитываю со стартом на 6.00, стартую в 5.54 и не ошибаюсь - на улице полный штиль. После дополнительного дня отдыха полон сил. Прохожу первый этап до Волосского рынка со ср. скоростью 26,8 км/час. И следующий до Васильевки в 20,5 километрах от дома тоже с хорошим подъёмом, опережая оба графика - чистого и реального времени - на 2 и 8 минут. Этап тоже с подъёмом, простите за тавтологию, - беспрерывный десятикилометровый тягун, но AVS снижается только до 24,9 км/час.

Очень впечатляет восход солнца. В обычной жизни видишь этот момент нечасто, и его огромный тёплый розовый шар слева от дороги наполняет душу беспричинной радостью. Сура в тумане, в тумане и вся прилегающая к ней долина. Даже не можешь себе представить, что туман способен захватить в это летнее время такую огромную площадь. Невольно всплывают в памяти дочкины стихи:

Туман. Холодные рассветы,
Остывшая роса на лепестках,
Бежит в обиде молодое лето,
Оставив в сердце боль и страх.

Ни звука. Солнце загрустило,
Поникли стебельки в полях,
Земля вздохнула, упустила
Тепло и доброту в садах.

Когда подъезжаю к Червонокаменке, с удивлением обнаруживаю у дороги массу одуванчиков. Ведь они давно отцвели и, казалось, ушли из жизни. Оказывается нет - в выжженной солнцем степи их просто не видно. Помогает контровый свет низкого солнца, который зажигает их в глубокой тени у дороги сотнями ярких фонариков. Где фотоаппарат? - остановиться и снимать, снимать. Решение крепнет: в следующий раз без фотоаппарата, объективов и рюкзака - а это дополнительных 5 кг на спину - из дома не выеду. Переполняющие душу впечатления сами просятся на бумагу, и, пока еду, на остановках торопливо записываю:

Стихи пишу не лёжа на диване,
Дорога - поводырь мой, царь мой, бог!
Вы всё прочувствуете сами:
Призыв преодоления дорог,

Сознание победы над ветрами,
Над холода уколами в груди,
Над жёсткою печатью зноя длани,
Над перевалом, что маячит впереди!

Вставайте рано, крепко руль сожмите,
Педаль податливую трогайте ногой,
И на вершину душу поднимите,
Которая в победе над собой!

И вы увидите, как всё переменилось,
Привычным стал божественный словарь,
И на мгновение открылось:
Ты властелин, ты бог, ты царь!

Лишь для тебя громада Солнца светит,
Ползёт в долину утренний туман,
Лишь для тебя цветок колышет ветер,
Несёт пьянящих запахов дурман.

Что из этого видит, что чувствует обычный человек?! Наша жизнь - это работа, сон, еда и телевизор. Из развлечений - только последний в списке. Но телевизор - это суррогат, подмена реального действия, реальной жизни цветными картинками. Хорошо если из своей, а то, по большей части, и жизнь чужая! Дополняю написанное ещё одной строфой:

Но есть мирок покоя и прохлады:
Мерцает телевизор, слов поток.
Вы смотрите? - Так, видно, вам и надо!
И это вашей жизни весь итог

и возвращаюсь к дороге, что-то я расчувствовался не в меру.

7.17, 30 км и 25,2 км/час AVS. Остановка у поворота на Днепрельстан. Опережаю графики на 3,5 и 10 минут. Второй перекус - съедаю, а точнее выпиваю, суп с мюслями и хлебом - первую треть съел на остановке в Васильевке. Это как раз медленные углеводы - голод и потери энергии в организме ещё не настолько велики, и пока всерьёз проголодаешься, еда успеет усвоиться и будет подпитывать энергией медленно и долго. На остановке размышляю над несоответствием моих сегодняшних трудозатрат и результатов. Такое чувство, что скорость не соответствует затрачиваемым усилиям. Времени обдумать нет, стартую и уже в пути на очередном подъёме у ответвления на Широкополе понимаю, что утрачена накатистость, скорее всего из-за низкого давления в шинах. Подкачиваю заднюю - на переднюю времени нет - на остановке у Николай-Поля. На будущее делаю вывод, что надо либо контролировать давление в шинах, либо подкачивать их перед каждой длительной поездкой. А пока: 7.49 (рехнуться можно - в прошлых поездках в это время ещё сладко спал!), 40 км и 25,4 км/час AVS. Опережение графиков уже 5 и 13 минут.

После подкачки колеса просто полетел, ощущение лёгкости и полного комфорта. К сожалению, вкушать удовольствие доводится недолго: за никопольской развязкой и небольшим левым поворотом ветер превращается во встречный. У высоты 124,2 за Петропавловкой (8.23 и 50 км) скорость ещё удаётся удержать, а к 63-му километру на въезде в Запорожье (9.05) скорость падает. И дело вовсе не в скорости, а в том, что чем дольше в дороге, тем ближе полдень, тем жарче и тяжелее. Правда есть альтернатива: ехать до Хортицы и останавливаться надолго - часов до 16-17, чтобы переждать жару. Можно будет осмотреть Хортицу, музей истории казачества и недавно поднятую со дна Днепра (спасибо Макаревичу и запорожским энтузиастам-дайверам!) бригантину. Но не судьба, к такому повороту событий я просто не готов, не брал ни денег, ни какой-нибудь заурядной подстилки для отдыха. Мелочь, а превращаться в бомжа с велосипедом в моём возрасте уже не хочется. Откладываю всё это на потом. Ну что ж, не впервой.

Чтобы скрасить себе тяжесть принятого решения, устраиваю более продолжительный отдых и обед, съедаю половину заготовленной порции картофеля с кусочками куриного мяса и запиваю минералкой. Впереди в туманной дали вырисовываются трубы запорожских заводов, где-то рядом с ними - плотина. Я не видел их вот так более 30-и лет, с 10-го класса, когда ездил в Запорожье на великах с одноклассниками. Тогда они выглядели скромнее

и всё давалось намного легче. Можно было позволить себе поехать в Запорожье и обратно без всякой подготовки, без еды и питья - о велофлягах мы тогда и не слыхали - пили из придорожных колодцев-журавлей. Денег в кармане у всех троих было только на городскую булку и плавленый сырок. В итоге, выехав в 6 утра, домой вернулись к 8-ми вечера. Я потерял за ту поездку 5 кг. И только вспомнив это, ловлю себя на мысли, что история повторяется: опять нет денег, опять что-то не позволяет осуществить задуманное. Так что с возрастом мудрее не стал, а вот ленивее точно.

Отправляюсь в обратный путь. Увиденное утром разворачивается теперь в обратном порядке, только это уже не так интересно. Останавливаюсь у высоты 124,2 в 9.51, 74 км, AVS - 24,7 км/час. Жара усиливается. Хорошо метеорологам - они меряют свою температуру в тени и у них сейчас 30°С, а у меня на голом асфальте - пекло, наверное все 40-45°С. На небе ни облачка. Поедаю печенье с томатным соком, холодным, из термоса. Жаль только пол-литра. Питья пока хватает, но воды маловато. Отправляюсь и быстро обнаруживаю, что расход воды растёт. Начинаю слегка беспокоиться, жалеть, что не закупился на заправке у Запорожья. Дальше хуже - начинают беспокоить колени, на этот раз уже оба. А если вообще не куплю воды по дороге? Проехать в таком состоянии 60 км до дома невозможно. Вот и никопольская развязка, заправка за ней. Мне просто повезло: вода есть! Покупаю 2 литра минералки, пью, заливаю в освободившийся от сока термос. Остальное во фляги. Теряю на этом 8 минут.

К Николай-Полю (86-й км) подъезжаю в 10.35. Ещё опережаю на полминуты график чистого времени, но  отстаю на 4 минуты от графика реального времени, AVS - 24,6 км/час. Доедаю обед, стартую. Ветер усиливается и, похоже, заходит к северу, превращаясь во встречный. Как потом узнаю, повторяется вчерашняя история: к 9-ти утра ветер достигает 5 м/с, к 12-ти - 6 м/с. Вот вам и качество прогноза всего-то на полсуток вперёд! Дальше поездка превращается в борьбу с ветром, жарой и усталостью. Нужно отдохнуть, хотя бы полежать немного.

Днепрельстан: 11.16, 96-й км, 24,5 км/час AVS. Ещё держусь по ср. скорости, но уже отстаю от графика на 15 минут. Выхода нет, если не передохнуть - дальше совсем скисну. Укладываюсь под деревом возле дороги и отключаюсь минут на 20. Не сплю, только слегка подрёмываю. Если засну - на жаре совсем разморит. После привала чувствую себя лучше. Хорошо бы подкрепиться шоколадом, но нельзя же его есть всё время! - даже от одной плитки шоколада в конце пути тошнит. Оставляю его до следующей остановки - впереди пятикилометровый тягун от Братского до города.

Наконец, Васильевка: 12.04, 106-й км, 24,4 км/час AVS. За ней слегка наращиваю скорость - до города каких-то 20 км. Сейчас, когда я пишу эти строки, я знаю, что приеду почти вовремя, что опоздание не превысит одной минуты. Не удастся только наверстать время, потраченное на отдых в Днепрельстане. Впрочем, убедитесь сами; обозначения на графиках - прежние.

   

А пока - мерно шуршат шины, врачуя душу, разгоняя тревогу, вселяя надежду, что эта жизнь теперь может продолжаться всегда.

И ещё. Для тех, кому нужно.
  1. Расстояние по OziExplorer'у - 124,77 км, фактическое - 125,65 км . Набор высоты (OziExplorer) - 543,8 м, на км пути - 4,44 м, макс. уклон 5%. Время в движении расчётное - 5.11.19, фактическое - 5.12.06. Ср. скорость (AVS) расчётная - 24 км/час, реальная - 24,2 км/час. Коэффициент качества расчётный - 1,347, фактический - 1,36. Энерготраты - 4500 кКал.
  2. После поездки передвинул насос вперёд до упора - было не за что хвататься, крепление мешало.
  3.
Как нужен хороший прогноз погоды.

ОН

День четвёртый. 21 августа. Новопокровка

Нет дороги окончанья, есть зато её итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог ...

Юрий Визбор

9 утра, за спиной рюкзак с фотоаппаратурой, я у Встречной на дороге в Новопокровку. До Новониколаевки дорога езжена не раз, поэтому снимать начинаю только после неё.

Кликни в центре - получишь увеличеным.

10 часов, за Новониколаевкой, 23-й км. Так выглядят поля в конце августа - унылая картина. За чахлым лесочком - Сура.

Хочешь увидеть точку съёмки - кликни фото.

11.15, 35-й км, окраина Сурско-Михайловки и короткий, но крутой подъём перед элеватором. Снимаю, разгоняя криком стайку мальчишек на великах. Удивляются: "Неужели отсюда достану элеватор?"

Дорога к Новопокровке

12.55, 63-й км, поворот на Котляровку. Отсюда до Новопокровки рукой подать - меньше 10-и километров. За Елизарово на дороге пустыня: ни машин, ни людей. Остро чувствуешь своё одиночество и затерянность в пространстве. Звук поезда вдали становится родным.

Хочешь увеличить - пройдись по полю мышкой

13.15. Охраняемое поле и лес слева от дороги. Диалог с вежливой охраной:

- Здравствуйте, я начальник охраны ООО "Сильгоспни выробы" Тютькин Иван Петрович.
- Очень приятно!
- А что это вы здесь делаете?
- Я велотурист, как видите. Снимаю.
- А я подумал, нет ли какого криминала.
- Мы этой чепухой не занимаемся.
- Тогда счастливого пути!

 

Привал на въезде в Новопокровку

 13.46, 72 км, Новопокровка. Большой привал и фотосессия. Справа поле подсолнечника и озеро,

Хочешь увеличить - кликни нужный объект.

наполненное обильно подкармливаемой рыбой и утками. Я торопливо выхватываю только двух, а когда проезжаю дальше, вижу, что здесь их сотни.

А потом - длинный путь домой через Пшеничное, Тритузное, Радянськое и Солёное. Всё вместе 134 км и 10 часов в дороге. Останавливаюсь на холме у Волосского рынка. Вечер, 18.15. Впереди мой город. Смотрю на него и думаю, что, по-видимому, это последнее значительное событие года. Воскресенье, последний день отпуска. Завтра на работу. Впереди осень и

Не слышно, будет ли прозренье,
Пришла пора листве желтеть.
Прощальный взгляд и шепот вдохновенья
Пронесся эхом и позвал лететь.

 ОН

Четверостишье Анны Молотковой

 

Главная страница

Оглавление раздела



Hosted by uCoz